52-я Мюнхенская конференция по безопасности началась 12 февраля с оптимизма по поводу возможного прекращения огня в Сирии. Однако на момент завершения этого самого престижного форума в мире стало понятно, что такие надежды тщетны из-за ультимативной позиции России, которая фактически реализует «дебальцевський» сценарий в городе Алеппо. Украину в Мюнхене, как и в прошлом году, представлял президент Петр Порошенко, который в прямом эфире обвинил Путина в агрессии на Донбассе и призвал хозяина Кремля вывести российские войска также из Крыма. Как справедливо заметил сенатор, председатель комитета Сената по делам вооруженных сил Джон Маккейн, «единственное, что изменилось в амбициях Путина, это то, что его аппетит увеличивается во время еды». Путин же выступал на этой конференции в 2007 году. В этом году позицию России в Мюнхене представляли премьер Дмитрий Медведев и шеф дипломатии Сергей Лавров. Экс-посол США в Украине, член Американского Совета Джон ХЕРБСТ сказал «Дню», что Основная цель Медведева заключалась в усилении поддержки в Европе по отмене санкций. «В рамках этих усилий он предупредил о новой холодной войне и опасности международного терроризма, которая заставляет Запад сотрудничать с Россией. Он также опять озвучил российское предложение относительно переговоров о новой архитектуре безопасности в Европе — вежливый способ сказать, что Москва хочет разрушить мировой порядок, который установился после холодной войны в Европе. Хорошей новостью является то, что выступления Медведева и Лаврова оказались не слишком убедительными. Даже Джон Керри раскритиковал Москву за то, что и большинство авиаударов в Сирии она направляет против умеренной оппозиции, а не реальных террористов ИГ», — отметил господин Хербст. Предлагаем читателям две точки зрения: из Москвы и Киева — о результатах Мюнхенской конференции.
Этот растерянный, растерянный мир!
Как Кремль продолжил в Мюнхене свои усилия по «принуждению к любви»
Лилия ШЕВЦОВА, ведущий исследователь Института Брукингса, специально для «Дня»
Именно это впечатление оставляет недавняя Мюнхенская конференция по безопасности — «Мюнхен-2016», самый престижный международной форум элиты, которая занимается вопросами внешней политики и безопасности. Подобного рода форумы, как и Давосский экономический форум, никогда не были и не могут стать прорывом в решении тех или иных мировых проблем. Но они всегда дают представление об основных вызовах и способности мирового политического класса на них ответить. Так, вот «Мюнхен-2016» подтвердил, что процесс эрозии мирового порядка продолжается, но несовместимость интересов основных мировых игроков и отсутствие у них стратегического видения, воли и мужества не позволяет найти способ ответить даже на самые драматические кризисы современности — войну в Сирии, неспособность Европы справиться с беженцами и агрессию против Украины.
Мы еще раз увидели очевидное: остановить процесс разложения мирового порядка и разрастание очагов нестабильности невозможно, когда Запад потерял свою траекторию и оказался в ситуации «паузы». Либеральные демократии пока так и не смогли добиться единства по тем вопросам, которые их собрали в Мюнхене. А те государства, которые, казалось бы, должны обеспечить это единство, не готовы (или не способны?) к лидерской роли. Ангела Меркель стремительно теряет свой политический капитал, пытаясь найти выход из кризиса с беженцами. А Обама вообще хочет «аутсорсить» все проблемы любому другому, готовясь к своему уходу. Горькая ирония в том, что вместо ожидаемых попыток Кремля сохранить лицо в Мюнхене это самое лицо пытался сохранить американский госсекретарь Керри, который ищет пути замаскировать (но безуспешно) банкротство обамовской внешней политики. И успех его усилий в этом мероприятии зависит от того, предложит ли ему руку помощи Sergei — Сергей Лавров. Вот ведь какая вышла история!
А что сама Россия? Произошло ожидаемое. Кремль решил продолжить в Мюнхене свои усилия по «принуждению к любви». Премьер Медведев попытался переплюнуть Путина, который в 2007 в том же Мюнхене произнёс свою «Фултоновскую» речь — именно эта речь стала первым звонком, возвестившим о повороте России к ревизионизму (правда, Запад путинскому предупреждению не поверил — а зря!). Сегодня мессидж Медведева был незатейлив: откажитесь от сдерживания России ( снимите санкции и примите кремлевские правила игры), а то им не избежать новой холодной войны и «третьей мировой встряски». Свою речь Медведев держал неимоверно жестко, играя желваками и интонациями и даже поднимался на цыпочки, пытаясь напугать аудиторию — а она реагировала нервными смешками. Лавров продолжил мелодию, но дал Западу то, чего Запад отчаянно жаждал — надежду на позитив и на компромисс. Ведь западные участники не могли покинуть Мюнхен, ни о чем не договорившись с Кремлем- это был бы кошмар! И Лавров дал возможность западным участникам сделать вид, что они не зря приехали и кое — чего добились: он им позволил заявить о соглашении по сирийскому перемирию. Лавров даже похвалил своих оппонентов, заявив, что они приходят к «нашему пониманию» и «нас это радует». И кто его разберет: он принимает желаемое за действительное и блефует, либо оно так и есть на самом деле...
Правда, российская делегация вряд ли чувствовала себя комфортно в Мюнхене, слыша обвинения со всех сторон, особенно за свой сирийский поход и продолжающиеся бомбардировки Алеппо. Не только обычные критики — Украина, Литва и Польша позволили себе нещадно критиковать боксировать по Кремлю. Но и обычно сдержанные Париж, Берлин и Лондон позволили себе продемонстрировать недовольство Москвой. И даже Керри из себя выдавил нечто, похожее на критику российского участия в алепповской кровавой бане. Но Москва давно уже привыкла к дискомфорту. Тем более, что встреча с германским бизнесом должна была привести российскую делегацию в хорошее расположение духа: германский бизнес хотел возвратиться в Россию. «Снимите санкции»- дал им задание Медведев, с уверенной улыбкой глядя на сидящих напротив него германских бизнесменов с понимающими лицами. В целом, думаю, российская официальные делегация оставила Мюнхен с чувством некоторого удовлетворения. Российские участники получили подтверждение тому, во что они хотели верить: Запад выводит Россию из изоляции и Запад податлив на шантаж. Но самое главное: репутация некоторых западных лидеров( в первую очередь Обамы) зависит от готовности Москвы к сотрудничеству с ними.
И что в сухом остатке? Встреча «нормандской четверки» на уровне глав МИД завершилась безрезультатно. Продвижения по вопросу обеспечения минских договорённостей не произошло. Как и следовало ожидать - Москва не была готова к разговору по существу. Понятно, что встреча была удивительно короткой - чуть более 30 минут! Говорить было не о чем. Договоренности международной группы по поддержке Сирии о прекращении огня в Сирии даже по мнению их основных подписантов - Лаврова и Керри - вряд ли имеют гарантии успеха. Откуда, если у основных сторон вовлечённых в конфликт остаются разногласия по ключевым вопросам - от отношения к Асаду до того, кого считать умеренной оппозицией. Нет единства позиции даже у западных государств. Россия продолжает, как ни в чем не бывало бомбить Алеппо. А сам Асад уже заявил, что собирается отвоевать всю Сирию! Так, что какое перемирие?!
Вот вам снимок события, которое было полезным с одной точки зрения: оно показало и характер нынешних мировых проблем, и готовность мировых игроков их решать.
«Для Украины сейчас очень важно удержать трансатлантическое единство»
Анна ГОПКО, председатель комитета по иностранным делам Верховной Рады, Киев
Если в прошлом году Украина была ключевой темой на Мюнхенской конференции, то в этом мы были второстепенными. Но другой вопрос, который был приоритетным в отношении Украины, это — реформы внутри страны. Почему те, кто у власти, и «любі друзі» продолжают злоупотреблять своим положением? Не возвращаемся ли мы назад, к тем ошибкам, которые были сделаны после Помаранчевой революции? Почему реальную власть после Революции достоинства получили те, кто упустил шанс Помаранчевой революции? То есть это были довольно жесткие непубличные беседы. Президент был вынужден фактически оправдываться о ситуации вокруг Айвараса Абромавичуса. Он договорился до того, что сказал, что все, кто был у власти до него и разрушал страну, это — олигархи. У многих возник вопрос, а кто последние 25 лет был у власти? В чем причина и почему ничего не меняется? Все это говорилось в кулуарах и, в частности, отмечалось, что была сакральная жертва со стороны Яценюка — Мартыненко, но это все равно его не оправдывает, и сразу возникали вопросы, почему президент не снимает Шокина. Это были вопросы экспертов, которые хорошо понимают ситуацию в Украине. Многие друзья Украины, которые в курсе событий и имеют свои налаженные каналы информации, переживают, чтобы украинская власть не заигралась, а действительно начала оправдывать предоставленный шанс.
НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ В FACEBOOK АННА ГОПКО НАПИСАЛА: «ДУМАЮ, ЧТО В 2016 году ГОСПОДИН КЕРРИ ТАКИ ОСУЩЕСТВИТ ВИЗИТ В УКРАИНУ. ГАЗЕТЕ «День» БЫЛО ПРИЯТНО, ЧТО ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО ИНОСТРАННЫМ ДЕЛАМ ВОСПОЛЬЗОВАЛАСЬ ВСТРЕЧЕЙ С ШЕФОМ АМЕРИКАНСКОЙ ДИПЛОМАТИИ, ЧТОБЫ ПОДАРИТЬ КНИГУ БИБЛИОТЕКИ «Дня» UKRAINE INCOGNITA ТОП-25 НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ДЛЯ ЛУЧШЕГО ПОНИМАНИЯ УКРАИНСКИХ ПРОЦЕССОВ / ФОТО ИЗ СТРАНИЦЫ ГОПКО В FACEBOOK
На сессии, которая была посвящена теме обновления НАТО, я отметила важность решения вопроса безопасности в Украине. Если будет продолжаться гибридная дипломатия во время гибридной войны, то это приведет сначала к гибридному миру, а затем и к очередному конфликту.
Премьер-министр Норвегии сказала: «Мы понимаем, что должны помогать Украине, и это делаем, оказывая экономическую и финансовую помощь. Но Украина сама должна наконец показать, что она справляется с ситуацией и обеспечивает перемены, в которых заинтересованы люди. То есть ключевой мессидж заключается в следующем. Несмотря на то, что у нас много замечаний к Западу, но они хотят слышать на панели не о том, какая у нас коррупция, а как мы решаем этот вопрос.
Что касается заявлений российского премьера и министра иностранных дел на этой конференции, то они воспринимались очень негативно. Когда в прошлом году Лавров рассказывал, что в Украине нет российских войск, то зал реально хохотал. А в этом году не нашли отклика в зале призывы Медведева к диалогу с Россией, что без России не будет великой Европы, что угроза терроризма будет расти, если Россия и Запад не объединят усилия. Он также призвал отменить санкции, потому что это не выгодно ни России, ни европейским странам, которые страдают от этого.
Сейчас западным политикам некомфортно говорить на тему отмены санкций. Вполне очевидно, что снятие санкций они привязывают к выполнению минских договоренностей. Кто-то из западных партнеров говорит: обеими сторонами, кто-то — только Россией. Но очевидно, что есть определенные тревожные сигналы и определенные тенденции в отношении европейских государств к России. Во многих странах ЕС есть желание вернуться к восстановлению торговых отношений с Россией. И потому внутри ЕС нужно будет прилагать много усилий, чтобы удержать ситуацию и сохранить санкционную политику в отношении России.
Очевидно, что выступление Медведева было больше рассчитано на российскую аудиторию, чтобы пропагандистские каналы показали, что опять во всем виновата Украина. И он приехал в Мюнхен не искать диалог. И подтверждением тому является его последняя фраза, что последние годы после окончания холодной войны мы жилы более-менее нормально, а теперь вы идете по пути конфронтации, которая может привести к мировому третьему потрясению.
Для Украины сейчас крайне необходимо удержать трансатлантическое единство, чтобы у США и ЕС был единый план по дожатию Путина. Но даже в частных беседах с некоторыми советниками и Меркель, и Керри звучали очень четкие мессиджи: без внутренних успехов, без конкретных результатов по борьбе с коррупцией удерживать поддержку относительно ситуации на востоке Украине будет очень трудно.
Очень странным выглядело выступление французского премьера Мануэля Вальса, который, с одной стороны, призвал россиян не бомбить мирное население в Сирии, а с другой, — вспомнил о сбитом российском самолете, забыв напомнить о причастности России к крушению МН-17 над Донбассом. Для французов важен вопрос международного терроризма, беженцев из Сирии. А что касается минских договоренностей, то нам необходимо бороться за то, чтобы позиция Франции была достаточно жесткой и не дружественной по отношению к России.