Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Награда за надежду

26 октября, 2009 - 19:32

Присудив свою премию мира 2009 г. Бараку Обаме, Нобелевский комитет пошел на большой риск. Даже если у Обамы и есть задатки пацифиста, президент Соединенных Штатов все же возглавляет мощнейшие в мире вооружённые силы, с помощью которых до сих пор ведутся войны в Афганистане и в Ираке. Так что с первого взгляда подобный выбор не кажется очевидным.

Некоторые наблюдатели из разных регионов мира подвергли критике Нобелевский комитет, посвятивший Обаму в лауреаты премии мира этого года, за поощрение лишь одной его возвышенной риторики. Я считаю, что подобная критика является ошибочной и неуместной, а потому — опасной. Ведь смысл данной критики в том, что надежда — это всего лишь эфемерные слова.

Однако в политике слова могут быть действиями. Речь Обамы в Каире в начале этого года способствовала, по меньшей мере, изменению климата в отношениях между мусульманским миром и Америкой. Слова, сказанные Обамой Ирану, быть может, еще и не принесли плодов, однако переговоры с Ираном возобновились, и Международное агентство по атомной энергии направит своих инспекторов на атомные станции вблизи г. Ком, являвшиеся секретными вплоть до прошлого месяца.

Также, благодаря сказанным словам (двум заявлениям и разговору), между Обамой и российским президентом Дмитрием Медведевым, началась совместная двусторонняя программа ядерного разоружения. Результаты данных усилий должны быть представлены на Конференции по контролю за исполнением Договора о нераспространении ядерного оружия, которая состоится весной 2010 г.

Почти всем известно, что угрозу распространения ядерного оружия можно снизить и, в конечном счете, устранить лишь совместными усилиями международного сообщества. Ни одной стране не справиться с данной задачей в одиночку. Поэтому шаг, предпринятый президентами Обамой и Медведевым, крайне важен, и британский премьер-министр Гордон Браун, стремящийся к значительному сокращению ядерного арсенала Великобритании, публично поддержал его.

Несмотря на упорное молчание, есть намеки на то, что Китай одобрительно относится к данному процессу. И, конечно же, свою позицию по вопросу ядерного разоружения должны высказать французы. Ведь в таком важнейшем деле за словами должны следовать действия.

Но если дипломатическое будущее ядерного разоружения выглядит обнадеживающим, то в отношении других проблем это не так. К примеру, диалог с Ираном и мусульманами, в целом, по-прежнему зависит от разрешения палестино-израильского конфликта, живучесть которого препятствует диалогу и прогрессу.

Оба противника в данном конфликте придерживаются диаметрально противоположных позиций. Как в Израиле, так и в Палестине политическое руководство крайне слабое. То, что парламентское большинство Израиля все еще допускает расширение поселений (недавно, несмотря на предупреждение Обамы, было дано разрешение на строительство домов для 200 новых семей), означает, что люди, подрывающие мир, остаются у руля.

Продолжая расширять поселения, Израиль постепенно оставляет все меньше пространства для создания жизнеспособного палестинского государства, что требует наличия сопредельной и единой территории. Есть что-то злодейское в стремлении некоторых израильских сил уничтожить данную возможность и что-то трагическое в беспомощности остальных израильтян помешать этому.

Эли Барнави, бывший израильский посол во Франции, только что опубликовал великолепную книгу под названием «Сегодня или, наверное, никогда» с подзаголовком «Аргументы в пользу американского мира на Ближнем Востоке». В его труде подчеркивается общее ухудшение ситуации и все возрастающая сложность достижения мирного урегулирования. Он уповает лишь на надежду, возрожденную Обамой, и на то, что в отличие от двух своих предшественников Обама не стал ждать последнего года своего срока пребывания в должности, чтобы заняться данной проблемой.

В настоящее время проблема стала куда серьезней, поскольку приостановление расширения поселений, являющееся ключом к началу хоть каких-то мирных переговоров, не находит поддержки в Израиле. В результате мы находимся в трудном периоде, т.к. для претворения в жизнь возрожденной Обамой надежды требуется усиление американского давления на Израиль, что не является популярной идеей в США. Но если ничего не произойдет, нас неизбежно постигнет очередная неудача.

Если следовать данной логике, то присуждение Обаме Нобелевской премии мира состоялось слишком рано, поскольку еще ничего, по сути, не произошло. С другой стороны, данная награда повысила заметность, важность и международную легитимность американской инициативы. Еще не все сказано и не все сделано, и успех по-прежнему возможен.

Нобелевский комитет пошел на крупный риск, не поощрив тот или иной известный вклад в дело укрепления мира. Но, быть может, данный риск и имеет смысл, ведь мир, которого так трудно достичь, должен основываться на надежде.

Мишель РОКАР — бывший премьер-министр Франции, в настоящее время лидер Партии социалистов и член Европарламента.

Мишель РОКАР. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ