Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

«Недогосударства»

Сможет ли Тбилиси усмирить сепаратистов?
12 сентября, 2005 - 20:37

В Грузии никто, в том числе и правительство, не знает, как восстановить юрисдикцию Тбилиси над сепаратистскими регионами — Абхазией и Южной Осетией. После этноконфликтов в начале 90-х в обоих регионах возникли местные администрации, которые не только не подчинялись грузинским властям, но и придерживались абсолютно противоположной политической ориентации — сближались с соседней Россией. В Грузии даже не предполагали, насколько далеко могла зайти Москва, сближаясь с сепаратистскими регионами. Сегодня и в Абхазии, и в Южной Осетии питают большие надежды на суверенитет, а затем и на воссоединение с Россией.

АБХАЗИЯ

В свое время Абхазия была процветающим краем и прекрасным местом для отдыха. Сегодня в этом регионе отдыхают только те граждане России, у которых не хватает средств на поездку в Сочи или в Крым. Но несмотря на явно низкие цены, русский туризм в Абхазии развивается очень медленно, наглядный пример чему — примитивная инфраструктура туризма в этом регионе Грузии. Туристический имидж Абхазии серьезно подпортили и несколько фактов изнасилования русских женщин во время отпуска в Сухуми и Гаграх. Несмотря на разгул преступности и отсутствие элементарных признаков комфорта, правительство сепаратистского региона надеется на бюджетные пополнения из туристического сектора, который воскрес из мертвых именно после 2001 года, кода обиженная на прочеченских грузин Россия решила открыто помогать Абхазии. Для быстрой интеграции абхазского населения Москва разрешила соседнему с Абхазией Краснодарскому краю сначала открыть границу, а позже и выдавать российские визы гражданам непризнанной республики. Сегодня граждане России могут без проблем ездить на отдых в Абхазию, а абхазы — продавать цитрусы и орехи в Сочи.

Несмотря на то что правительство самопровозглашенной республики и думать не хочет о примирении с остальной Грузией, Абхазия без каких либо угрызений совести продолжает торговлю с различными грузинскими кланами. «Торгово-экономический» блок контактов в основном составляют такие доходные сферы, как контрабанда сигарет и российских продуктов питания. С грузинской стороны в совместном бизнесе участвуют в основном власти соседнего с Абхазией региона Самегрело. Полулегальная и нелегальная торговля помогает Абхазии частично платить зарплаты и пенсии жителям региона, но и здесь им помогает тот же Краснодарский край, руководители которого часто заезжают в Сухуми с частными и даже официальными визитами, а лидер Краснодарского края присутствовал на инаугурации Сергея Багапша. Такие провокационные поездки и демонстративное игнорирование суверенитета Грузии, конечно же, вызывают агрессию в официальном Тбилиси, но из-за того, что Грузия не контролирует границу с Россией на реке Псоу, приходится ограничиваться нотами протеста.

Основной проблемой для Грузии является все та же искусственная русификация абхазов, массовая выдача жителям региона российских паспортов. Несмотря на то, что власти Грузии декларируют свою приверженность к мирному урегулированию конфликта, все-таки остаются варианты использования силы. А в этом случае Россия может ввязаться во внутреннее дело Грузии под предлогом защиты сограждан и развязать войну. В Грузии знают, что Россию интересует не столько будущее абхазской независимости, сколько порт Сухуми. После победы Виктора Ющенко в Украине Россия встала перед угрозой вскоре потерять свои базы в Севастополе и остаться только при порте Новороссийском, что равно окончательной кончине российского военного влияния на Черном море.

При таких обстоятельствах в Грузии ожидают дальнейшего продвижения российских интересов в Абхазии. Несколько российских банков уже начали сотрудничать с сепаратистским регионом и даже принимать карточки VISA и MASTER CARD, что является серьезным нарушением международных соглашений. Вместе с этим российские фирмы начали покупать недвижимость в Абхазии, что также не имеет юридической силы, но способствует усилению российских интересов. Официальный Тбилиси все время предупреждает частный сектор России, что они бросают деньги на ветер, но пока предупреждения не возымели эффекта. Недавно стало известно, что компания «Лукойл» собирается бурить нефтяные скважины в Абхазии. Тбилиси уже объявил, что запрещает компании «Лукойл» добывать нефть на побережье абхазского участка Черного моря, сама российская компания пока никак не комментирует заявления грузинских официальных лиц, но де-факто президент Абхазии Сергей Багапш, заявил, что «Лукойл» уже предоставил свои проекты правительству Абхазии.

В это время в остальной Грузии 300 тысяч беженцев из Абхазии уже осели в разных регионах, в том числе в Тбилиси, и все меньше надеются на возвращение в родной край. До прихода новой власти в Грузии беженцы надеялись, что с помощью партизан смогут силой вернуться назад, но революция расформировала все партизанские отряды, и сегодня беженцам остается лишь надеяться на правительство. Для Михаила Саакашвили тема Абхазии не слишком приятна. В начале своего правления он заверил Грузию, что до 2014 года Абхазия и Южная Осетия вернутся под юрисдикцию Грузии. Чем дальше, тем меньше надежд у грузин, что Саакашвили сможет сдержать обещание.

ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

В заверениях Саакашвили чувствовалось, что десятилетний срок ему нужен именно для Абхазии. Что же касается Южной Осетии, то в 2004 он сказал точную дату — восемь месяцев. Этот срок давно истек, а тем временем Южная Осетия стала более отдаленной от Грузии. К тому же, более враждебной. До революции между Южной Осетией и Грузией почти не было границ, грузины ездили в Цхинвали, а осетины в Гори и Тбилиси. Лидеры сепаратистского региона тоже часто приезжали в столицу Грузии — покутить в ресторанах, поиграть в казино, поговорить о бизнесе. Грузинские и сепаратистские правоохранительные органы обычно сотрудничали, грузинские следователи ездили в Цхинвали и находили там грузинских преступников, угнанные для переброски в Россию автомобили...

Одним словом, Южная Осетия де-юре и де-факто была частью Грузии, с тем отличием, что в сепаратистском регионе, так же, как в Абхазии и в Ахалкалаки (Джавахетия), были в обороте российские рубли. После революции и похода новой власти на Аджарскую автономию, откуда был изгнан оппозиционный лидер региона Аслан Абашидзе, Саакашвили несколько раз объявил, что следующая революция роз скоро свершится в Южной Осетии. До этого Саакашвили запретил торговлю в примыкающем к региону селе Эргнети — центре осетинско-грузинской нелегальной торговли, от которого питались не только высшие чины Грузии, но и половина населения Южной Осетии. Лидер сепаратистского региона Эдуард Кокойты был в бешенстве, а после заявлений Саакашвили на счет революции в Цхинвали вообще перешел на казарменное положение и оделся в военную форму. Революция в Южной Осетии с треском провалилась и унесла с собой жизни десятков грузинских и осетинских солдат. На протяжении почти всего лета 2004 года в регионе проходили локальные стычки, пока в ситуацию не вмешались правительства России и США. Конфликт был остановлен, а вместе с ним пропало и то хрупкое взаимодоверие, которое было единственным шансом для восстановления нормальной жизни в этом маленьком регионе.

В отличие от Абхазии, Южная Осетия меньше и по размерам, и по потенциалу, и по численности населения. Там нет курортов и моря, нет полезных ископаемых, нет производства и нормальной инфраструктуры, а население существует в основном за счет своих же продуктов сельского хозяйства, продажи фруктов в Россию и Грузию — и за счет преступности. Осетинская преступность очень своеобразна, ее главная задача — контролировать каналы наркотиков, контрабанду продуктов и угнанных автомашин. Если у жителя Тбилиси угнали машину, он знает где ее искать — в Цхинвали, где автомобили перегоняют грузинские преступники и платят «пошлину» местной грузинской полиции региона Шида-Картли. Интересно что лидеры Южной Осетии больше недовольны губернатором примыкающего региона Шида-Картли Михаилом Карели, чем самим Саакашвили. Карели и в грузинской оппозиции известен как глава клана, контролирующего контрабанду с Цхинвали. Несмотря на то, что Тбилиси прикрыл торговлю на Эргнети и запретил ввоз контрабанды, в Тбилиси без проблем можно найти все контрабандное — от колбасы до сигарет «Parlament». В Цхинвали недовольны, что грузино- осетинская торговля уже не имеет неписаных законов. От этого страдают все, кроме грузинского эксклюзивного клана, который может с помощью полиции просто отобрать грузы у людей грузинской или осетинской национальности.

В Южной Осетии живут не только осетины, но и грузины, которые контролируют несколько ущелий сепаратистского региона. Сегодня и грузинское население Южной Осетии не доверяет Тбилиси, который сначала разжег остывшую вражду между народами, а потом покинул соотечественников на произвол судьбы. Грузины Южной Осетии даже отказываются впускать госминистра по урегулированию конфликтов Гогу Хаиндрава.

После событий лета 2004 года жизнь населения Южной Осетии стала труднее, и доверие между народами снова исчезло, что никак не способствует урегулированию этого конфликта. Напротив, после попытки совершить в Цхинвали революцию, лидер самопровозглашенной республики начал активные переговоры с Москвой и зачастил в Сухуми, где уже подписал договор со своим абхазским коллегой о взаимной военной помощи при нападении извне, то есть, со стороны Грузии.

В Грузии уже не надеются, что правительство сможет вернуть обратно два региона. На улицах, в беседках и парках все чаще упоминают США и Россию, без воли которых будет очень трудно воссоединить Грузию. Тем временем, грузины ждут обострения ситуации в Джавахетии, где компактно проживают армяне, все настойчивее требующие автономии. Сумеет ли Грузия хоть в этот раз уберечься от очередного этноконфликта, опять же зависит от правительства.

Георгий УДЗИЛАУРИ Тбилиси, специально для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ