Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Неприкосновенный Китай

Американские политики больше не винят Пекин
25 октября, 2004 - 20:10
НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО В АМЕРИКАНСКИХ МАСС-МЕДИА КИТАЙ НАЗЫВАЮТ СТРАНОЙ, ГДЕ НЕ УВАЖАЮТ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА, НА ОФИЦИАЛЬНОМ УРОВНЕ США СТАРАЮТСЯ НЕ КРИТИКОВАТЬ ПЕКИН. НА ФОТО — ОДИН ИЗ МНОГИХ МОНУМЕНТОВ МАО ЦЗЕДУНУ В ЧЕСТЬ 50-ЛЕТИЯ СОЗДАНИЯ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ / ФОТО РЕЙТЕР

По мере того, как быстрый экономический рост Китая начал влиять на многие процессы в мире, кандидаты на пост президента США очень часто возлагали на Пекин вину за некоторые внутренние проблемы Америки. Однако в нынешней предвыборной кампании обвинений в адрес Китая практически не звучало. Для такой приятной перемены существует много причин.

Президентские выборы в США в последние годы редко обходились без упоминания Китая, который часто становился мишенью популистской демагогии. На валютную политику Китая, привязывающую женминби к американскому доллару, неоднократно возлагали вину за растущий внешнеторговый дефицит США. И неважно, что дефицит торгового баланса США с Китаем, включая Гонконг, составляет меньше одной пятой общего внешнеторгового дефицита США — именно увеличение объемов импорта из Китая и прямых инвестиций со стороны американских компаний является, по общему мнению, причиной роста безработицы в Америке.

Точно так же незавершенные реформы в банковском секторе Китая и наличие государственных предприятий использовались как свидетельство государственного субсидирования демпинговой деятельности. Несмотря на то, что большая часть китайского экспорта сегодня приходится на долю частных компаний, практически не получающих займов от государственных банков, в прошлом в ходе предвыборных кампаний кандидаты в президенты США часто старались завоевать сердца избирателей из числа представителей рабочего класса обещаниями защитить рабочие места в США от нечестной практики деловых отношений со стороны Китая. На вопросе рабочих мест можно было играть и дальше, упомянув тяжелые условия труда, низкие заработные платы, использование детского труда и другие проблемы, обычно существующие в развивающихся странах.

Нападки на коммунистическую страну, казалось, всегда предоставляли американским политикам удобную возможность привлечь внимание и симпатии среднего американского избирателя. В конце концов, можно быть уверенным, что большинство американских избирателей не станут разбираться, что в действительности происходит в других странах, не говоря уже о странах Дальнего Востока.

Но на этот раз Джордж Буш и Джон Керри знали, что было бы неразумно делать чересчур сильные выпады в адрес Китая. Американские компании, как и вся экономика США, сегодня имеют огромные интересы в Китае, и ни одному из кандидатов не выгодно «раскачивать эту лодку». В 2004 году кандидат в президенты может обещать принять дополнительные антидемпинговые меры против китайских товаров, оказать на Китай более сильное давление с целью заставить правительство изменить валютную политику или усилить критику в адрес слабой защиты прав интеллектуальной собственности в Китае, но чрезмерный протекционизм может показаться безответственным.

Действительно, политика протекционизма не способна уменьшить внешнеторговый дефицит Америки или остановить рост безработицы в стране. И сколько бы политики ни старались переложить вину на других, рост объемов импорта в США означает большую зависимость от международных рынков, а доля Китая в инвестиционном портфеле Америки необходима для конкуренции с европейскими и японскими компаниями. Скрывать эти факты от американских избирателей больше невозможно. Джордж Буш не сдержал свои антикитайские протекционистские предвыборные обещания 2000 года, равно как и Билл Клинтон за весь период своего президентства. Любые выпады в адрес Китая и протекционистские призывы сегодня могут показаться бессодержательными.

Более того, геополитическая важность Китая для США значительно выросла со времени террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года. На данный момент, по крайне мере, в интересах Америки вовлечь Китай в глобальную борьбу с терроризмом. Борьба с исламским экстремизмом в определенной степени отвечает интересам самого Китая, и поэтому он не старался заблокировать Америке путь к войне в Ираке в Совете Безопасности ООН. Китай также конструктивно сотрудничает с США и их союзниками в вопросе ядерной программы Северной Кореи.

Конечно, Америка по-прежнему старается сдержать рост Китая и не дать ему возможность превратиться в крупнейшую региональную и мировую державу. Но это остается долгосрочной стратегической целью, а не темой предвыборных кампаний, особенно когда Китай кажется слишком слабым для того, чтобы представлять непосредственную угрозу США на любом фронте в обозримом будущем.

Китай никогда не был позитивным фактором в американской политике, так что, с этой точки зрения, чем меньше о нем упоминают во время текущей предвыборной гонки в США, тем лучше. Относительное затишье в отношении Китая может объясняться преобладанием темы войны в Ираке в американских новостях. Однако это может означать и то, что политическая элита Америки находится в процессе адаптации к новой реальности и, соответственно, пересматривает свои взгляды на Китай.

Фань ГАН — профессор экономики Пекинского университета и Академии общественных наук Китая.

Фань ГАН. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ