Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Незаметные убежища террористов

Как с ними бороться
22 мая, 2006 - 19:41

Наличие убежищ для повстанцев или террористов в невоюющих государствах является одной из самых сложных и взрывных проблем международных отношений. Она была центральным фактом вьетнамской войны, привела к разрушению Ливана и продолжает досаждать коалиции в Ираке. Она также является главной причиной теперешней войны с терроризмом в Юго-Восточной Азии.

Вьетнам отличался от Кореи и Малайзии, где преобладало сдерживание распространения повстанцев и операции против них, тем, что коммунисты могли обойти союзные войска, находившиеся в Южном Вьетнаме, с фланга, используя для этого «нейтральную» территорию — Камбоджу и Лаос. Как и присутствие Организации освобождения Палестины в Ливане до 1982 года, данная стратегия ввергла нейтральные страны в гражданскую войну и спровоцировала вторжение более сильных государств, что, в свою очередь, привело к появлению новых экстремистских движений — Красных кхмеров, Хезболлы и Исламского джихада.

Как и предыдущие нейтральные страны, Филиппины являются слабым государством, имеющим мирные отношения со своими соседями и с Западом. Но, начиная с 1994 года, южные острова этой страны, где царит беззаконие, заменили Афганистан в качестве главного тренировочного лагеря и убежища южноазиатских джихадистов. Большинство из них — индонезийцы, входящие в «Джемаа Исламия» (ДИ), «Муджахидин Компак» и другие подразделения «Дарул Ислам».

Например, «выпускники» террористических лагерей острова Минданао теперь могут поспорить по численности со старым поколением южноазиатских афганских «выпускников», которые налаживали связи с «Аль-Каидой». Опытные террористы из лагерей Минданао принимали участие почти во всех террористических актах, к которым имела отношение ДИ, начиная с 2000 года, включая террористический акт на острове Бали, унесший в 2002 году жизни сотен людей. Новые когорты будут представлять угрозу в последующие годы.

Террористические нападения на Соединенные Штаты 11 сентября 2001 года повысили интерес американцев к южным Филиппинам. Буквально через несколько недель после падения самолетов стратеги Пентагона обсуждали вопрос о возвращении американских войск на Минданао впервые после окончания колониальной эры. Между прочим, Минданао был вторым фронтом в войне с терроризмом, прежде чем США стали считать своей главной угрозой Ирак. Австралийский премьер Джон Говард также открыто высказывался о необходимости превентивных военных ударов по убежищам террористов в данном регионе.

Минданао — не Камбоджа и не Ливан, но главная дилемма та же. Как отделить паразита-террориста от ни в чем не повинного организма хозяина, не причиняя при этом пациенту ужасного урона?

На Филиппинах диагноз усложняется тем, что террористы входят в непостоянное мусульманское движение сопротивления, с которым Запад не враждует. Исламский фронт освобождения Моро (ИФОМ) является самой сильной сепаратистской организацией в Юго-Восточной Азии. Он пользуется поддержкой народа, выражает законные недовольства — все готово к началу мирных переговоров. Но, как и палестинцы, ИФОМ разделен на фракции, и его лидеры не могут или не хотят изгнать террористов из контролируемых ими районов.

Это, отчасти, отражает политические манипуляции ИФОМ, вызванные неспособностью Манилы идти на реальные уступки. Правительство президента Глории Арройо находится в шатком положении: в феврале было введено чрезвычайное положение после неудачной попытки государственного переворота и месяцев нестабильности, вызванной подозрениями в фальсификации на выборах 2004 года. Существуют и подозрения манипуляций итогов голосования на Минданао вооруженными силами: этим подчеркивается то, что слабость власти на юге, политизированность военных и кризис капитала вместе ведут страну по нисходящей спирали.

Слабая государственная власть в Южных Филиппинах сегодня ставит под угрозу весь регион. После тяжелого перехода к демократии традиционно сильное индонезийское государство восстанавливает свои позиции, изгоняя джихадистов из страны и граничащих с Минданао районов. Несмотря на опасения по поводу конфликта в Южном Таиланде, в данной стране нет никаких сепаратистских анклавов, неподконтрольных государству, и никаких свидетельств вовлечения иностранных террористов.

Только на Филиппинах слабая государственная власть, хронические бунты и усиление связей между местными и международными террористами смешались в смертельный коктейль. В сочетании с неуправляемыми военными и бессильной администрацией страна стала самым слабым звеном в войне с терроризмом в Юго-Восточной Азии.

Так что же делать? Американские силы пробуют убежища террористов на прочность под видом учений, а те отвечают прицельными воздушными ударами. Но делать это стоит аккуратно, чтобы не быть втянутыми в воздушную войну, которая приведет к образованию новых союзов среди местных и иностранных террористов. Стандартный военный подход провалился в Камбодже и в Ливане. Он не одержит победы и на Минданао.

Вместо этого точечные военные удары, опирающиеся на детальную разведывательную информацию, должны сочетаться с мирным процессом. Так можно будет изгнать террористов из ИФОМ. Решающим механизмом данной кампании, пока еще находящейся на стадии зарождения, является Специальная группа по совместным операциям, основанная филиппинским правительством и представителями ИФОМ для улучшения сотрудничества в борьбе против «незаконных элементов», присутствующих на территории, контролируемой ИФОМ. Чтобы помочь данной группе полностью уничтожить террористов, ее обязанности должны быть расширены и ей следует предоставить все необходимые ресурсы.

В обмен на сотрудничество с ИФОМ, США, Австралия и другие заинтересованные страны должны справиться с политической слабостью и помочь правительству разработать надежное мирное соглашение с Минданао. Срочная и основательная помощь после конфликта будет неотъемлемым ингредиентом мира.

Но таким же ингредиентом будут и реформы системы безопасности. Вооруженные силы Филиппин должны быть лучше подготовлены, чтобы уничтожить любые оставшиеся убежища террористов и не дать им возникнуть вновь. Однако данная миссия будет бесполезной до тех пор, пока вооруженные силы не станут более профессиональными и неполитизированными: они должны быть ориентированы на внешнюю защиту, обеспечение безопасности границ и специальные операции. Только тогда они потеряют постоянную склонность к бунтам, которым нет конца.

Кит КОЛЬЕР — консультант Международной кризисной группы и научный сотрудник в Австралийском национальном университете. Малколм КУК — директор программ для Азии и Тихоокеанского региона в Институте международной политики Лоуи.

Кит КОЛЬЕР и Малколм КУК. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ