Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Новый курс Турции

29 мая, 2012 - 12:14
ТУРЦИЯ УДАЧНО ИСПОЛЬЗУЕТ МЕНЬШИНСТВА, КОТОРЫЕ В НЕЙ ПРОЖИВАЮТ, ДЛЯ УСИЛЕНИЯ СФЕРЫ СВОЕГО ВЛИЯНИЯ. НА ФОТО: ТУРЕЦКИЕ ВЛАСТИ ПОДДЕРЖИВАЮТ СИРИЙЦЕВ В ПРОВЕДЕНИИ ДЕМОНСТРАЦИИ ПРОТИВ СИРИЙСКОГО РЕЖИМА / ФОТО РЕЙТЕР

В последнее время Турция находится на переднем плане в международных экономических и политических дебатах. С одной стороны, несмотря на экономический кризис, охвативший соседнюю Европу, Турция остается второй после Китая страной с наиболее быстро развивающейся экономикой. С другой стороны, в общемировой повестке дня практически нет такого вопроса (Ирак, Афганистан, Сомали, Иран, арабская весна, устойчивое развитие, диалог между цивилизациями и т. д.), в котором Турция не играла бы заметной роли.

Это явление довольно новое. Всего десять лет назад Турцию воспринимали лишь как верного союзника НАТО. Ситуация начала меняться в 2002 году с приходом эпохи политической стабильности, что привело к возникновению концепции сильной Турции — и к твердой решимости ее реализации.

С этой целью все правительства Турции, начиная с 2002 года, проводили смелые экономические реформы, проложившие путь устойчивому экономическому росту и обеспечившие защиту от финансового кризиса, разразившегося в 2008 году. В результате, менее чем за десятилетие ВВП Турции увеличился втрое, сделав ее 16-й крупнейшей экономикой мира. Кроме того, страна выигрывает от сильного государственного бюджета, разумной кредитно-денежной политики, сбалансированной динамики долга, крепкой банковской системы и отлаженных кредитных рынков.

В то же время мы расширили объем личных гражданских прав, которые уже давно ограничивались по соображениям безопасности. Мы упорядочили взаимоотношения армии и гражданского общества, гарантировали социальные и культурные права и обратили внимание на проблемы этнических и религиозных меньшинств. Данные реформы превратили Турцию в высокоразвитую демократическую страну с более стабильным обществом, живущую в мире с самой собой и способную воспринимать свое внешнее окружение в ином свете.

Проще говоря, мы перестали воспринимать свою географию и историю как проклятие или как недостаток. Напротив, мы стали рассматривать свое расположение на перекрестке Европы, Азии и Ближнего Востока как возможность взаимодействовать одновременно с несколькими игроками.

Итак, мы стали сотрудничать со странами своего ближнего окружения и с более далекими странами. Мы старались расширять политический диалог, усиливать экономическую взаимозависимость и укреплять культурно-социальное взаимопонимание. И хотя десять лет — это слишком мало для окончательной оценки подобной масштабной политики, мы, несомненно, уже преодолели значительное расстояние. Например, мы увеличили свой торговый оборот с нашими соседями в четыре раза.

В нескольких случаях мы также сыграли важную роль в содействии миру и примирению. Но, что еще более важно, Турция стала моделью успеха, которой теперь стремятся подражать многие страны вокруг нас.

Однако, тем не менее, еще год или два назад некоторые ученые мужи вопрошали: «Кто потерял Турцию?» или «Куда идет Турция?», намекая на то, что Турция изменила своему внешнеполитическому курсу на Запад. В действительности же внешнеполитическая ориентация Турции осталась неизменной, так как она основывается на общих ценностях, которые мы разделяем со свободным миром. Что изменилось, так это рост нашей уверенности в своих усилиях по обеспечению большей стабильности и благополучия населения нашего региона, что очевидно из нашей борьбы за свободу, демократию и ответственности не только перед собой, но и другими.

Данный подход нашел свое отражение в арабской весне, которую Турция горячо поддерживала с самого начала. Мы без колебаний примкнули к тем, кто боролся за свои права и достоинство. Вообще, для таких стран, как Тунис, Египет, Ливия и Йемен, которые сейчас пытаются узаконить произошедшие перемены, Турция является наиболее активным партнером, делящимся своим историческим опытом и оказывающим реальную помощь в форме экономического сотрудничества и укрепления политического потенциала.

В Сирии, с другой стороны, революция до сих пор не увенчалась успехом из-за жестоких репрессий режима по отношению к своим противникам. Ежедневно множество людей умирает в этой стране в борьбе за свои права и свободы. Турция делает все возможное, чтобы предотвратить страдания сирийского народа. К сожалению, пока что международное сообщество в целом плохо справляется с обеспечением эффективного реагирования на этот кризис.

Позиция Турции по ядерной программе Ирана также является четкой: мы категорически против наличия оружия массового уничтожения в нашем регионе. Попытки разработать или приобрести ОМУ могут легко вызвать региональную гонку вооружений, что приведет к еще большей нестабильности и к угрозе международного мира и безопасности. Именно поэтому мы всегда призывали к созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от ОМУ, включая Иран и Израиль.

Мы поддерживаем право Ирана на использование ядерной энергии в мирных целях. Но программа Ирана должна быть прозрачной, и его лидеры должны заверить международное сообщество в ее невоенном характере. Ключ к решению данной проблемы — ликвидировать пробел в доверии и проложить путь конструктивному диалогу. В апреле мы провели в Турции вступительный раунд возобновленных переговоров между международным сообществом и Ираном.

Давайте внесем ясность: военного решения данной проблемы не существует. Военное вмешательство лишь еще больше осложнит эту проблему, одновременно создав новые слои конфликтов в нашем регионе и за его пределами.

В этом и в других вопросах Турция стремится действовать как «миротворческая сила», что требует от нас согласовывать наши национальные интересы с такими ценностями, как справедливость, демократия и человеческое достоинство, и достигать наших внешнеполитических целей на основе взаимного сотрудничества, а не принуждения.

Эффективная многосторонность политики является ключевым аспектом данной концепции. Турция являлась членом Совета Безопасности ООН в 2009—2010 гг. и сейчас стремится получить новый срок в 2015—2016 гг. Учитывая исключительную важность событий в нашей части мира, вклад Турции в работу Совета обещает быть весьма ценным.

К тому же в 2015 году мы получим председательство в «Группе двадцати» и будем стремиться использовать имеющиеся у нас средства и возможности, чтобы сделать ее более эффективным органом глобального управления.

Внутренние преобразования, произошедшие в Турции за последнее десятилетие, ставят ее в идеальное положение для того, чтобы принести пользу региону и, следовательно, мировому сообществу. Хотя мы уже многого достигли, от нас требуется еще больше. Учитывая проблемы нашего окружения и центральную роль региона в общемировых процессах, Турция не будет избегать принятия на себя новых обязательств.

Проект Синдикат для «Дня»

Аб­дул­ла ГЮЛЬ — пре­зи­дент Тур­ции.

Абдулла ГЮЛЬ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ