Втянутая с 1960-х годов в затяжной вооруженный конфликт с самыми бессовестными боевиками, которых себе только можно представить, и в проблемы с заложниками и наркобаронами, которые превратили обширные сельские районы страны в феодальные владения преступности и невыразимых зверств, Колумбия давно представила миру имидж страны, зависимой от насилия. Однако так больше не будет.
Колумбийский парадокс заключается в том, что насилие и наркотическая экономика сосуществовали с одной из старейших и наиболее подлинных конституционных традиций в Латинской Америке. Тем не менее, длинный ряд президентов не смог разрешить этот парадокс. Только исключительно эффективная администрация Альваро Урибе в 2002-2010 годах, наконец, смогла изменить ситуацию.
Непоколебимая стойкость президента Урибе в приверженности к его политике «демократической безопасности» — правда, ее недостатки справедливо и резко были раскритикованы группами по защите прав человека — радикально изменила курс Колумбии и национальное самосознание. Наиболее значительно насилие уменьшилось после роспуска военизированных формирований правого крыла, а также военного истребления левосторонних партизан FARC и обезглавливания их руководства. Количество убийств в Колумбии, которое долгие годы было одним из самых больших в мире, с 2002 года сократилось почти вдвое.
Кроме того, Колумбия больше не является чемпионом мира по производству кокаина. Согласно докладу Управления ООН по борьбе с наркотиками и преступностью, производство кокаина в Колумбии в настоящее время достигло своего самого низкого уровня с 2000 года. Только в 2009 году правительство уничтожило более 165 000 гектаров коки.
Новый президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос, который на посту министра обороны во втором правительстве Урибе был ответственен за наиболее впечатляющие подвиги армии в борьбе с FARC, вероятно, является наиболее подготовленным политиком для развития этого успеха. Экономист с безупречной министерской карьерой за спиной, а также государственный деятель, который заключил мир с Венесуэлой в течение трех дней после вступления в должность, одновременно предотвратив войну и открыв огромные экономические и коммерческие возможности — Сантос настроен на то, чтобы осуществить переход Колумбии от конфликта к миру.
Но не стоит ожидать, что Сантос будет занимать менее жесткую позицию в вопросах безопасности, чем Урибе. Если FARC не откажется от вооруженной борьбы, то не будет никаких мирных переговоров. Тем не менее, Сантос намерен перейти от акцента Урибе на «демократическую безопасность» к принципу «демократического процветания» — сдвиг, в котором Урибе сыграл важную роль. За время президентства Урибе иностранные инвестиции увеличились на 50%, а ежегодный экономический рост составлял в среднем 4%.
Тем не менее, перед «гражданским» президентством Сантоса стоят не менее сложные проблемы, чем в войне с боевиками. С колоссальной и различной географией в 1,2 миллиона квадратных километров, чрезвычайно неадекватная инфраструктура в Колумбии в такой же степени является препятствием для экономического развития, как и низкий уровень безопасности. Чтобы сократить ужасающий уровень бедности в стране, Сантосу необходимо сосредоточить внимание на амбициозном плане улучшения инфраструктуры, модернизации сельского хозяйства и горнодобывающей промышленности, жилищного строительства и внедрении новых технологий.
Другая важная задача заключается в решении еще одного парадокса. Колумбия, наиболее стойкий и верный союзник США в Латинской Америке, а также третий по величине получатель помощи Соединенных Штатов Америки — после Израиля и Египта — до сих пор не смог убедить конгресс США подписать договор о свободной торговле, который у Америки есть с другими странами на континенте.
Большая часть оппозиции конгресса основана на беспокойстве по поводу притока колумбийских товаров по сниженным ценам, которые стоят США рабочих мест. Это вполне законная озабоченность, но она может быть решена путем тщательных переговоров. Таким образом, противники Колумбии предпочитают сосредоточить свои критику на нарушении прав человека в ходе борьбы правительства против повстанцев. Особенно чувствительны случаи преднамеренного убийства профсоюзных лидеров.
В Колумбии действительно было много нарушений прав человека. Самым страшным было убийство армией тысяч невинных гражданских лиц с целью представить эти смерти, как жертвы FARC. Но власть закона, в конце концов, взяла верх. После того, как эти злодеяния были обнаружены, правительство быстро с ними справилось. Ответственные командиры были уволены, а убийцы в настоящее время призваны к ответу перед гражданскими судами.
Членам профсоюза по-прежнему угрожают, их убивают, но количество таких убийств сократилось в большей степени, чем общее число убийств в Колумбии. Кроме того, тщательное исследование, проведенное Центром по изучению экономического развития при Университете де лос Андес в Боготе, показало, что нет никаких доказательств того, что членов профсоюза систематически убивают из-за их участия в профсоюзной деятельности. Часто движущим мотивом является их идеологическая и политическая позиция, как это может быть и в отношении других жертв вооруженного конфликта в Колумбии.
Это, конечно, не делает убийства менее отвратительными. Тем не менее, то, что должны сделать американские законодатели — это придать процессу уменьшения масштабов насилия необратимый характер. Соглашение о свободной торговле, которое укрепит благосостояние колумбийского народа, не может быть менее эффективным, чем военные операции, в снижении уровня насилия и наркотрафика, который остается основной стратегической целью США.
Шломо БЕН-АМИ — бывший министр иностранных дел Израиля, в настоящее время является вице-президентом Международного центра за мир в Толедо и автором книги «Шрамы войны и раны мира: израильско-арабская трагедия»