На саммите G8, состоявшемся в конце прошлой недели в Кемп-Девиде, участники согласились, что главным приоритетом для них должен стать рост и занятость. При этом хозяин — президент США Барак Обама — заявил, что лидеры «Группы восьми» достигли большого прогресса в создании рабочих мест.
«Мы преисполнены решительности для принятия всех необходимых мер для усиления и возобновления экономик, борьбы с финансовыми трудностями, признавая, что такие меры не всегда должны быть одинаковы для каждой страны», — говорится в итоговом коммюнике. На самом деле, задавая тон этому саммиту, Обама фактически присоединился к предложению французского президента Франсуа Олланда, отдающего предпочтение мерам стимулирования роста экономики в противовес мерам жесткой экономики, которые до сих пор удавалось навязывать Европе немецкому канцлеру Ангеле Меркель. Таким образом, единственная среди восьми лидеров фрау оказалась в изоляции.
Вместе с тем американский президент пытался сбалансировать позиции дуэта «Меролланд». С одной стороны, он, как отмечают источники, глава Белого дома, заявил своим семи собеседникам: «Нам нужна программа роста, которая в то же время поддерживает фискальную дисциплину». И в результате в субботу Обама заявил, что участники решили принять программу роста и стабильности, а также бюджетной консолидации с соответствующими мерами, гарантирующими процветание наших граждан.
С другой стороны, хозяин саммита еще раз попытался найти баланс между противоположными предложениями, сфотографировавшись на традиционном групповом фото между Олландом и Меркель. Кстати, на этом фото российский премьер-министр Дмитрий Медведев вместе с главой Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу стоял с краю. Замечательное свидетельство влиятельности обоих должностных лиц. Многие считают, какие бы обязательства не брал Медведев, решает все в России Путин. То же самое касается Баррозу: в Европе все решают две страны — Германия и Франция, причем ключевую роль в этом дуэте в последнее время играла Меркель.
С приходом в Елисейский дворец социалиста Олланда ситуация может измениться. Новый французский президент, который вообще не имел международного опыта и впервые принимал участие во встрече в верхах, продемонстрировал, что может не хуже своего предшественника отстаивать позиции Франции. В целом французская сторона считает, что позиция, которую защищал президент, возымела поддержку.
Сам Олланд отметил, что саммит был полезным и плодотворным, а также позволил послать двойной месседж: доверия и роста.
В коммюнике упоминается одна страна, что весьма необычно для подобных документов. Речь идет о Греции, о которой много говорится и в которой почти через месяц состоятся очередные перевыборы. Лидеры «Восьмерки» четко заявили, что выступают за сохранение Греции в зоне евро. А президент Европейского Совета Херман ван Ромпей со своей стороны добавил: мы сделаем все, что необходимо для гарантирования финансовой стабильности в зоне евро.
И действительно, как прогнозировали некоторые эксперты, Обама не предложит никакой финансовой помощи Европе и Старому континенту, придется своими силами выходить из кризиса и наводить порядок в собственном финансовом доме.
Глава Белого дома в выступлении перед прессой, наблюдавшей за саммитом около Кемп-Девида, отметил, что рост экономики в Европе важен для Америки. По его словам, ухудшение ситуации для бизнеса в Испании будет чувствоваться в США. Вспомнив о том, как его администрация наводила порядок в своем финансовом доме, он посоветовал сделать то же самое и для этого проводить реформы, а также выполнять странам в Европе взятые обязательства.
Американские СМИ довольно скептически оценивают достижения саммита в Кемп-Девиде. В основном превалирует мнение, что никакого прорыва не было, хотя участники и пытались показать результат.
С другой стороны, очевидно, что Обама старается использовать этот форум, чтобы продемонстрировать себя как влиятельного лидера и определенным образом повысить свои шансы на переизбрание. В этом плане избрание Чикаго для проведения экономического и безопасностного саммитов, наверное, не случайно. Этот город для Обамы родной, здесь есть его дом. Хотя саммит «Группы восьми» проходил не в Чикаго (из-за отказа Путина принять участие в саммите НАТО Обама перенес саммит G8 в Кемп-Девид, чтобы российский президент принял участие в экономическом форуме), внимание всего мира было приковано к этому третьему по величине в США городу, популярность которого выросла. Правда, в связи с антинатовскими протестами. Очевидно, кандидат от Демократической партии рассчитывает, что это город и штат поддержат его на президентских выборах. Еще один саммит G20 при участии Обамы состоится через месяц в Мексике, и там ожидается встреча — наконец — американского президента с новым-старым президентом России.
Интересно, кого там будет примирять или между кем находить баланс Обама. Другой вопрос — поможет ли ему председательство на вышеназванных встречах в верхах. Ведь не этот вопрос главный в приоритетах американцев. Всем известен пример уже бывшего французского президента Николя Саркози, имевшего в своем послужном списке успешные встречи во время председательства Франции в саммитах ЕС и G8.