Будущее Афганистана остается неопределенным, пока его слабое национальное правительство пытается сохранить за собой поддержку и легитимность, невзирая на ширящееся повстанческое движение, полевых командиров, торговлю героином и недовольство населения. Насилие поднимает голову на обширной территории от Афганистана до Восточной Африки — в Ираке, Ливане, Сомали, а также в Дарфуре, провинции Судана.
Политики, генералы и даже дипломаты везде говорят о военных стратегиях и маневрах, но во всех этих регионах нужно нечто совершенно иное. Стабильность придет только тогда, когда для этого появятся экономические предпосылки, когда все более многочисленная армия молодых людей сможет найти работу и содержать семьи, а не искать счастья с оружием в руках.
Мы раз за разом становимся свидетелями тому, что иностранная армия — будь то войска НАТО в Афганистане, американская армия в Ираке, израильтяне в оккупированной Палестине или эфиопские солдаты в Сомали — может завоевать победу в бою или даже в войне, но никак не мир. Мир предполагает чувство собственного достоинства и надежду на будущее. Военная оккупация несовместима с достоинством, а жестокая бедность и экономический хаос — с надеждой. Мира же можно добиться только тогда, когда иностранные войска уйдут, а вместо них появятся новые рабочие места, производительно работающие фермы и заводы, туристические фирмы, больницы и школы. Без этого военная победа и оккупация быстро пойдут прахом.
Правительство Соединенных Штатов оказалось слепо к этим фактам, но международное сообщество также остается неподготовленным к тому, чтобы оказывать помощь в восстановлении мира после конфликтов в разоренных странах. Неоднократно случалось так, что хрупкому миру приходил конец из-за отсутствия экономического «подкрепления». Несмотря на громкие обещания иностранной помощи, экономической реконструкции и развития в Афганистане, Ираке, Ливане и в других местах, реальные результаты международной помощи процессу послевоенной реконструкции совершенно неудовлетворительны.
События развиваются по уже навязшему в зубах сценарию. Война заканчивается. Созывается международное совещание доноров. Обещаются суммы в миллиарды долларов. Улыбающийся новый глава государства грациозно благодарит международное сообщество, в том числе оккупирующую державу. Проходят месяцы. В страну начинают прибывать делегации Всемирного банка из Вашингтона.
Но реальная реконструкция и восстановление затягиваются, возможно, на годы. Дружественные компании из США и Европы, абсолютно не знакомые с местными условиями, впустую растрачивают время, фонды помощи и возможности. Проходит два или три года. Громкие обещания становятся кипой устаревших отчетов Всемирного банка. Начинаются взаимные обвинения, оккупационная армия остается, а в стране снова ширится повстанческое движение.
Этот хаос вызван многими факторами, начиная с потрясающей неспособности США, Европы и международных организаций смотреть на вещи с точки зрения бедных и изгнанных с насиженных мест людей. Такая неспособность к эмпатии достойна глубокого сожаления, но существуют и концептуальные проблемы, связанные с этим. Международные организации, участвующие в послевоенной реконструкции, до сих пор так и не поняли, как придать новый импульс экономическому развитию в регионе с низкими доходами населения.
Важно различать четыре отдельные фазы внешней помощи окончанию конфликта. На первой фазе, во время самой войны, помощь направлена на облегчение гуманитарных проблем и в основном сводится к поставкам продуктов питания, воды, медикаментов для первой помощи, а также созданию лагерей беженцев. На второй фазе, в конце войны, помощь все еще главным образом служит этим целям, но теперь она предназначается возвращающимся в свои дома беженцам и демобилизующимся солдатам. На третьей фазе, продолжающейся от трех до пяти лет, помощь служит первому этапу послевоенного экономического развития и направляется, в том числе, на восстановление школ, больниц, ферм, фабрик и портов. На четвертой фазе, которая продолжается в течение жизни поколения или дольше, помощь направляется на долгосрочные капиталовложения и укрепление таких институтов, как суды.
Международное сообщество и, в частности США, на третьем этапе работает просто ужасно. Как только конфликт окончен, создается впечатление, что организации, занимающиеся помощью, парализованы. Вместо направления помощи они направляют исследовательские группы. Часто между облегчением гуманитарных проблем и реальным экономическим развитием проходят долгие годы. И в тот момент, когда такая помощь, наконец, приходит, часто оказывается, что уже поздно — война вспыхнула вновь.
На самом же деле можно придать новый импульс экономическому развитию при помощи целенаправленных «быстродействующих» инициатив. Поскольку экономика большинства разоренных войной стран основана на сельском хозяйстве, то восстановить производительную работу ферм жизненно важно. Разоренные фермеры должны получать бесплатные семена, удобрения и недорогое оборудование (такое, как насосы для ирригации). Если такая помощь поступает быстро, бывшие солдаты возвращаются на свои фермы и могут как-то обосноваться к началу первого сельскохозяйственного сезона после окончания боевых действий. Такая помощь не требует длительных исследований — лишь быстрых действий.
Аналогичные быстродействующие меры следует принимать для контроля заболеваемости. Небольшие сельские клиники можно построить или восстановить очень быстро, в течение первого мирного года. Солнечные батареи и ветродвигатели могут обеспечить независимое электроснабжение в изолированных сельских районах. Можно выкопать колодцы и построить резервуары для гарантированного снабжения безопасной питьевой водой.
Эти и подобные им меры могут означать поворот от голода к продовольственной безопасности, от эпидемий к здоровью, от полной нищеты — к доходу, но самое главное — от отчаяния к надежде. Тем не менее, действовать нужно быстро, иначе шанс будет упущен.
Экономическое развитие, дающее быстрые результаты, — это именно то, что нужно, чтобы покончить с ужасами насилия в Дарфуре. Санкции, угрозы и миротворцы — это лишь краткосрочные меры, в то время как реальный прогресс в борьбе против крайней бедности не только достижим, но и может послужить моментом согласия между правительством и повстанцами. То же относится и к Сомали.
Но времени на принятие мер в этих и других постконфликтных регионах остается мало. Только быстрые, осмысленные действия, направленные на борьбу с голодом, бедностью и болезнями — шанс создать условия для продолжительного мира.