Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Охрана окружающей среды vs развитие

Как в Европе разрешают это противоречие и готовы ли к этому в Украине
13 августа, 2013 - 12:04

В XXI веке человечеству был брошен новый вызов: охрана окружающей среды или ее уничтожения ради экономического развития. «Зеленое лицо» планеты за последние 50 лет изменилось до неузнаваемости. Леса беспощадно вырубают, водоемы загрязняют, а выбросы окиси углерода с заводов загрязняют атмосферу. Однако, с другой стороны, мы не должны забывать, что количество населения Земли растет ежедневно, людям нужно где-то работать и зарабатывать на жизнь. Конфликт между развитием и сохранением окружающей среды, которым мы часто жертвуем, привел к осознанию людьми факта, что без принятия специальных юридических норм защиты этой окружающей среды, мы быстро очутимся в ситуациях, которые изображаются в пост- апокалиптических фильмах Голливуда. Конфликт между экономическим развитием и сохранением окружающей среды спровоцировал ЕС создать в 1990 году Европейское агентство по окружающей среде и Европейской сети информации и наблюдения за окружающей средой. Они должны обеспечивать государства Содружества необходимой информацией относительно проведения эффективной политики в охране окружающей среды, способствовать мероприятиям по ее мониторингу и консультировать отдельные государства по их просьбе. Также они регистрируют, сравнивают и оценивают состояние окружающей среды стран-членов. Однако, конфликт исчерпан не был. Поскольку потребность в развитии инфраструктуры регионов, строительстве новых рабочих мест все больше и больше давит на ЕС. С момента создания комиссии прецедентов было вдоволь. В частности, в Финляндии возникла проблема с популяцией волков, которых было запрещено отстреливать. Также этот конфликт проявился очень остро в соседней нам Польше, которая присоединилась к ЕС в 2004 году.

В небольшом местечке на северо-востоке Польши, Эльблонге, возникла идея строительства большого морского порта. Этот проект должен был бы увеличить экономическое развитие региона, который имеет высокий уровень безработицы. Также на территории неподалеку Эльблонга, на границе Варминско-Мазурского и Подляшского воеводств, уже 10 лет планируют построить аэропорт. Однако все эти помыслы сталкиваются с одним НО: эти территории являются частью специальной экологической зоны, установленной особой комиссией при Евросоюзе. Проект Natura 2000 является центральным в программе ЕС по защите окружающей среды. Он был создан в 1992 году и его основной целью является обеспечение долгосрочного выживания самых ценных европейских естественных образцов.

При вступлении в ЕС, объяснил «Дню» общественный активист из Польши Блажей ЗАЙОНЦ, — Польша взяла на себя полномочия создавать эти специальные экологические зоны и передавать контроль над ними ЕС. На этот момент в Польше в рамках проекта Natura 2000 создана специальная зона биотопов «Магурска остоя», которая объединяет 10 естественных парков. Эта инициатива объединяет разнообразные естественные заповедники во всех странах Европейского содружества. Проект Natura 2000 должен поддерживать баланс развития экономики и сохранения окружающей среды в разумных пределах, не допуская чрезмерного злоупотребления ресурсами и шагами по поиску компромиссов, в частности и в польской ситуации».

По мнению пана Зайонца, польская власть в этой ситуации действует несколько нерационально. «Она хочет развивать экономически, если это будет правильно сказано, пассивные территории, но, в то же время, на этих территориях устанавливают специальные экологические зоны. Однако, стоит отметить, что вопрос строительства промышленных объектов в или на границе специальных экологических зон в Польше начинает активно обсуждаться во время выборов и каждая сторона, как провластная так и оппозиционная, стремятся использовать все возможные ресурсы для победы», — отметил он.

Здесь возникает вопрос, как можно разрешить конфликт между окружающей средой и развитием, когда законодательство Европейского союза стоит за сохранение, и фактически выступает антагонистом экономического развития?

Аналитик Института международных отношений Анджей ШЕПТИЦКИЙ видит такой путь решения этой дилеммы. «Если есть какие-то юридические нормы ЕС, с которыми нужно согласиться, то их и нужно выполнять. Есть возможность, и она очень тяжелая, на уровне Европейского союза пытаться изменить данный закон. Следовательно, если возникнут сверхважные вопросы для какого-то государства ЕС, то оно может попробовать такие юридические нормы изменить. Но лучше принимать участие в работе над формированием таких законов, присутствовать во время творческого процесса. Потому что такой закон, которого еще нет, а есть лишь проект, легче изменить проект, чем закон принятый официально», — сказал он «Дню».

Между тем защитник природы и эколог Национального экологического центра Украины Игорь СИРЕНКО в комментарии «Дню» отметил: «Нет альтернативных вариантов в этой ситуации. Есть ультиматум бизнеса. Альтернатива была бы, например такая: строить порт или аэропорт в том месте и, соответственно, уничтожить естественную среду, или найти другие места и построить там какое-то производство на то же количество рабочих мест и не вредить окружающей среде. Это первый момент. Второй момент — это еще раз демонстрирует, что люди, разрабатывающие планы экономического развития не всегда думают об окружающей среде. Старая Европа уже столько набила шишек на этих вопросах, что приезжая в ту же Украину у них просто глаза на лоб лезут от того, что творится у нас. Есть одна организация под названием «Сеть глобального экологического следа«(Global Footprint Network), которая подсчитывает продукцию биосферы за год, то есть то, что Земля продуцирует за год и сколько человечество потребляет за этот самый срок. Уже сейчас в человечества отрицательный баланс — мы потребляем намного больше, и за счет добытых ископаемых в частности. Последние данные, которые я пересмотрел, были за 2010 год. Они засвидетельствовали, что мы потребили за восемь месяцев то, что произвела Земля за год. Мы должны осознать, что нельзя потреблять больше, чем продуцирует планета. Потребляя больше, мы ведем себя к катастрофе».

С такой точкой зрения не соглашается старший аналитик Центра транспортных исследований Андрей ИСАЕВ. «Во-первых, строительство порта да и сам порт не несут такого большого загрязнения окружающей среде, потому что в Европе уже очень давно существуют высокие стандарты охраны окружающей среды. Если бы кто-то хотел строить что-то, то лишь с соблюдением европейских норм. Относительно аэропорта, то все зависит от власти того региона, от понимания ею того, что им более выгодно. Вообще, это даже более политический вопрос, чем экономический», — сказал он «Дню»...

В 21 веке человечество начало брать больше, чем синий шар может предложить, а вечное развитие является невозможным. Что для человека является большей ценностью: быть в гармонии с природой или работать на развитие? Этот вопрос должен себе поставить каждый. Украинское законодательство, к сожалению, не гарантирует такого четко очерченного механизма защиты окружающей среды от техногенного прогресса. Закон Украины «О регуляции градостроительной деятельности», был принят, несмотря на протесты общественности, несколько лет назад. Данный закон позволяет строить большинство промышленных объектов без экологической экспертизы. А из-за нехватки средств большинство заповедных территорий еще и до сих пор не занесено в Земельный кадастр. В начале этого года в интернете на Публичной кадастровой карте Украины появилась в открытом доступе информация, что многие заповедные территории уже разделены на паи и отданы в частную собственность. Как мы видим, Украине еще далеко до решения конфликта между развитием и сохранением окружающей среды, потому использовать зарубежный опыт является необходимостью.

Ярослав НАЗАР, Летняя школа журналистики «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ