Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Окно возможностей не будет существовать долгое время»

Сандра КАЛНИЕТЕ — об ожиданиях от нового украинского правительства и поддержке Европарламентом евроинтеграции
22 октября, 2014 - 10:28
САНДРА КАЛНИЕТЕ

Вице-президент группы ЕНП, евродепутат от Латвии Сандра КАЛНИЕТЕ, которая отвечает за политику соседства, третий раз на днях посетила Украину в составе делегации европарламентариев. Первая ее поездка в Киев в этом году состоялась 20 февраля, чтобы выразить соболезнование близким жертв Майдана. («Здесь, в Украине — судьба Европы» латвийский европарламентарий и депутат сейма — о значении Майдана для всего региона и параллелях с кровавым январем в Риге — газета «День» от 25 февраля 2014г.). А в конце июля госпожа Калниете уже в составе группы Европейской народной партии (ЕНП) в Европейском парламенте прибыла в нашу страну, чтобы наладить тесное сотрудничество этой влиятельной политической силы с Украиной. Поэтому в этот раз разговор с евродепутатом  начался с оценки изменений, которые произошли в нашей стране за это время.

«САМОЕ ВАЖНОЕ ИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ПОСЛЕ 20 ФЕВРАЛЯ  — ЭТО СОЗДАНИЕ В УКРАИНЕ НАСТОЯЩЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАЦИИ»

—  Самое важное из изменений после 20 февраля  — это создание в Украине настоящей политической нации. Согласно опросам Международного республиканского института, даже на востоке отношения к европейской интеграции другое. Ныне 50—60% населения этого региона смотрит в этом направлении, как и западная и центральная часть Украины. Я думаю, что это очень важное изменение, которое свидетельствует о рождении нации.

— Что вы можете сказать об украинском правительстве? Осуществляет ли оно надежду Майдана?

— Об этом судить украинцам, я — посторонний человек, и мои суждения будут фрагментарными. Но то, что я вижу, и, учитывая большие сложности, какие у вас есть: война, необходимость осуществления реформ, недостаток финансовых ресурсов, напряженность со снабжением энергоресурсов — правительство действует достаточно хорошо. И очень важно что, согласно всем опросам, проевропейские, прореформаторские политические силы будут иметь большинство и будут способны создать сильную коалицию. Правда, это непростая задача, ввиду конкуренции между политическими партиями. Но если новая сформированная коалиция не будет способна работать эффективно, то люди будут глубоко разочарованы. И это наибольшая опасность, потому что окно возможностей не будет существовать долгое время.

Опросы также свидетельствуют, что многие украинцы готовы переживать трудности ради будущего, но никто не готов терпеть бесконечно. Правительство должно решить главные вопросы, которые возникают на любой встрече с неправительственными организациями, гражданами, в частности начать, например, борьбу с коррупцией. Я слышала от моих коллег, что принятое антикоррупционное законодательство хорошее. А это значит, что теперь его нужно имплементировать вместе реформой прокуратуры и  люстрацией.

«ЕСЛИ НЕ БУДЕТ НАСТОЯЩИХ ИЗМЕНЕНИЙ, ТО ВСЕ ОСТАНЕТСЯ ПО- СТАРОМУ»

— Если говорить о Европейском парламенте, а вы были в предыдущем составе, то какие там настроения в отношении поддержки евроинтеграции Украины, нет ли ныне разочарования, которое было в конце прошлого года?

— В прошлом году было совсем по-другому. Мы вели переговоры по Соглашению об ассоциации с правительством, с тогдашним президентом, и не было иллюзий относительно их. После революции Евромайдана, поддержка, которая исходит из Европейского парламента, является эмоциональной, практической, законодательной, и мы также понимаем ваши сложности. Особенно после того, как у правительства возникли проблемы с наполнением госбюджета.

И ЕС в одностороннем порядке открыл свой рынок для Украины, и вы знаете, что крайне правые и левые в Европарламенте использовали процедуру, которая разрешает блокирующее меньшинство, чтобы остановить быстрое принятие законов.

Нам удалось решить этот вопрос, но это показывает их отношение. Но у вас также много друзей, и больше всего из них в ЕНП, которую представляю я. У вас также есть друзья среди Зеленых, социалистов, либералов, которые понимают и поддерживают европейскую интеграцию Украины. Мы также знаем, что в Украине народ и политическая элита осознают, если эта революция окажется напрасной,  если население будет обмануто действиями политической элиты, если не будет настоящих изменений, а только какие-то косметические, то все останется по-старому. И это будет обманом на долгое время. Потому что люди положили свою жизнь, чтобы стать европейцами.

— Как стало известно, вчера в Европарламенте после выхода латвийского депутата Ивети Григуле распалась группа евроскептиков — фракция Европа свободы и прямой демократии, которую возглавлял с 24 депутатами лидер британской партии UKIP Найджел Фарадж.

— Это очень хорошо.

— А почему представитель вашей страны входил в состав этой антиукраинской фракции?

— Мне всегда было стыдно, что Григуле решила войти в состав этой группы. Она сделала это не по идеологическим причинам, а потому что считала, что может получить больше известности во фракции, но последняя действительно не очень хорошо работала, и потому она решила выйти из нее. И теперь группы нет, и все счастливы, я считаю, что она — также. Мы очень рады такому результату, потому что эта крайне правая группа, возглавляемая британской партией, является антиевропейской. В их выступлениях содержались элементы расизма, антииммиграции. И эта группа пропутинская, а выступления ее лидера Фараджа с обвинением Европы фактически  выражает интересы Путина в возникновении конфликта в Украине, это — оскорбительно.

О МОГЕРИНИ И ТРЕВОЖНЫХ ЗВОНКАХ, КОТОРЫЕ НЕ СЛЫШАЛИ В ЕС

— Госпожа Калниете, были ли вы довольны ответами Фредерик Могерини, которая проходила в начале октября слушание в Европарламенте в связи с ее назначением на должность  шефа европейской дипломатии? Тогда вы спросили ее, как усилить восточноевропейские страны на фоне запугиваний России.

— Я начну с того, что слушание является большим вызовом для любого человека, даже самого большего профессионала. А слушания по международным отношениям  еще сложнее.

— Почему?

— У стран-членов ЕС нет общей европейской внешней политики. И для нее задача была почти не решаемой: маневрировать между разными скрытыми подводными камнями. И на мой вопрос она дала корректный ответ, но глубоко внутри я не была довольна, потому что во многих случаях на вопросы она давала очень уклончивые ответы. Она говорила очень сухим официальным языком и ни разу не продемонстрировала личного отношения. Но она давала правильные ответы. Я надеюсь, что она справится со своими задачами, потому что ее бекграунд, академический и политический, обнадеживает.

И самый большой вызов для нее — это как маневрировать между Францией, Германией, Испанией и Великобританией и навязывать этим крупным странам общий европейский взгляд во внешних делах. Эштон была несколько отстранена от этих вопросов. Она, главным образом, занималась созданием системы. А Могерини берет свой мандат в очень сложный период для Европы, которая окружена своего рода кольцами огня, начиная с Украины и до Ближнего Востока, Ливии и Эболы в Африке. Все это — кризисы огромного масштаба, которые нужно решать.     

— Если говорить о кризисе в Украине, то вы, находясь здесь в конце июля, говорили, что ЕС должен оказывать давление на Россию, чтобы она выполняла тогдашние договоренности по урегулированию кризиса на Донбассе. Видите ли вы твердость  ЕС по усилению давления на Россию?

— ЕС — это «мягкая сила». И это объясняет многое. А во-вторых, ЕС был достаточно романтичен после 2008 года, когда был первый тревожный звонок в связи с вторжением российских войск в Грузию. Следующий звонок раздался в 2009 году, когда Россия прекратила поставки газа в Европу.

Но тогда в отношениях с Россией было решено вернуться к бизнесу, как обычно. В то же время были приняты документы по созданию интегрированной газопроводной системы. А практически продолжаются двусторонние соглашения по поставкам газа. И это также объясняет, как искусно Путин построил эту сеть зависимости. Если вы являетесь лидером страны и у вас перспектива потери рабочих мест, увеличения цен из-за того, что ваш партнер прекратил поставки газа, тогда вы очень осторожно ведете себя в вопросах давления на него. И это — трудность, с которой мы сталкиваемся. Но те, кто не понимает, как функционирует ЕС, возможно, не могут оценить, как далеко мы продвинулись. Потому что санкции, которые мы ввели, работают. Рубль падает, российские крупные предприятия не могут рефинансироваться, получать международные займы. Кроме того, денег, которые заходят в страну, недостаточно. Поэтому это одна из причин, почему Путин остановился на Донецке и Луганске.

«Я БЫЛА БЫ ОЧЕНЬ СКЕПТИЧНОЙ ОТНОСИТЕЛЬНО КАКИХ-ЛИБО ЗАЯВЛЕНИЙ ПУТИНА, ПОТОМУ ЧТО ОН — НЕ ХОЗЯИН СВОИХ СЛОВ»

— Хотелось услышать от вас комментарий о результатах сегодняшних встреч в Милане (интервью записывалось 17 октября. — Авт.) Например, президент Европейского Совета Херман ван Ромпей сказал, что Путин дал четко понять, что он не хочет создания второго Приднестровья, а также что Донбасс является неотъемлемой частью Украины. Что вы скажете на это?

— По этому поводу я бы отметила следующее: с самого начала конфликта президент России сделал много заявлений. Несколько раз он отводил войска от восточной границы Украины и представлял себя настоящим миротворцем, а уже в последующие дни его войска вошли в Украину. Я была бы очень скептичной относительно каких-либо заявлений Путина, потому что он не является хозяином своих слов.

— Что может в данной ситуации сделать Европарламент, чтобы Украина пережила зиму, ведь до сих пор нет соглашения о поставках российского газа в Украину?    

— Что касается зимы, то у нас вызывает большую обеспокоенность гуманитарный кризис. Мы ожидаем, что украинское правительство положит начало работе уже созданного агентства, которое занималось бы координацией гуманитарной помощи.  Это агентство должно иметь широкий мандант по мониторингу и координации, содействовать оказанию помощи беженцам из Донбасса и Крыма. А сейчас этой работой занимаются только неправительственные организации.

Во-вторых, важным является принятие парламентом пакета законов, которые предоставляют беженцам статус, охватывают вопросы  регистрации, режима налогообложения, а также увеличивают возможности гуманитарных организаций оказывать помощь.

В-третьих, все существующие таможенные процедуры и налоговый режим применяются к гуманитарным организациям, и операции очень сложные и неэффективные. Нужно много бумажной работы и много времени на это. Поэтому эти процедуры должны быть более оперативными и эффективными.

Со своей стороны ЕС принял решение предоставить 7,5 млн евро через Международный Красный Крест и Представительство ООН по делам беженцев. Другая часть — 17,5 млн евро — предназначена для восстановления и ремонта жилых домов, которые были разрушены на освобожденных территориях. Поэтому нам нужно, чтобы это агентство действовало.

Мы готовы отвечать на потребности Украины, которые должны быть сформулированы правительством. Можно ныне сказать, что правительство недостаточно привлечено к этому делу. Вместе с тем я очень поражена самоорганизацией украинцев. Более 300 тыс. беженцев уже размещено частными семьями. И это показывает очень большой уровень солидарности среди украинцев. Но до сих пор есть 80 тыс. зарегистрированных беженцев и, возможно, намного больше неучтенных, потому что нет центрального реестра. Зима приближается, а они остаются в летних санаториях, лагерях. И это должно быть предметом заботы для правительства. Потому что нельзя оставить маленьких детей почти под открытым небом.

«МЫ НАШЛИ СПОСОБ УСИЛЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ УКРАИНЕ ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ»

— Но не менее актуальным вопросом является безопасность Украины и возможность противостоять российской агрессии. Чем здесь может помочь ЕС и какую роль может сыграть Европарламент?

— Действительно, это вопрос безопасности и торговли. Очень важно то, что мы нашли способ усиления возможности Украине защитить себя. Мы можем делать это двусторонним способом, потому что ЕС как организация не имеет права, согласно нашему Договору, заниматься помощью в сфере обороны. Но наши страны-члены ЕС могут делать это в двусторонних отношениях. А среди них есть те, кто готов предоставлять летное вооружение, технологии, ноу-хау и любое другое легкое вооружение.

Также важно, что мы способствуем, насколько это возможно, развитию торговли. Мы продолжим для Украины односторонний доступ к европейскому рынку. И если посмотреть на цифры, почти 25 % объема торговли, которые были потеряны на российском рынке, компенсированы ныне торговлей с ЕС. И это лучше, чем мы ожидали.

В целом, что касается экономического сотрудничества, то чем быстрее в украинском правительстве  улучшится транспарентность, тем быстрее со стороны ЕС увеличится готовность помочь. Сейчас есть сомнения. У вас есть несколько десятков миллиардеров, которые также должны делать вклад в реконструкцию страны. Поэтому позитивный тренд является очень важным.

Во время встреч с Яценюком, Кличко, Тимошенко, Немырей я пыталась подчеркнуть важность использования этого окна возможностей, чтобы бороться с коррупцией, которая наиболее раздражает людей, действительно ожидающих этого. Я надеюсь, что правительство будет способно сделать это.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ