Аргентина после пережитого дефолта и почти 20 лет правления популистов решила вернуться к возобновлению собственного замкнутого цикла производства ядерного топлива. Страна имеет три собственных ядерных реактора. Первые попытки внедрения обогащения урана были в Аргентине еще в 70-х годах. Постоянная смена власти, левые идеи и политика популизма, которыу привели Аргентину к дефолту, не позволили стране закончить эту программу. По инициативе аргентинского правительства, технологический центр по обогащению урана в Пильканье, не работавший с 90-х годов, когда государство накрыла волна дефолта, возобновил свою работу в декабре 2015. В модернизацию центра планировалось вложить 2,9 млрд долл. США. Кроме газодиффузионной технологии обогащения, на предприятии будет применяться новая лазерная технология. Планируется, что завод будет обеспечивать обогащенным ураном три действующих на территории Аргентины АЭС, а также три запроектированных блока АЭС и 13 медицинских центров.
В соседней Бразилии тоже не прекращаются программы по созданию собственного полного цикла производства ядерного топлива. Страна обладает шестыми по величине разведанными мировыми запасами урана (600 тыс. т). Хотя страна имеет собственную технологию обогащения с конца 1980-х годов, в 2003 г. отправляла урановое сырье в Канаду, потом в Европу. Со строительством собственного завода по обогащению урана в 2006 Бразилия стала восьмой страной в мире, обладающей центрифужной технологией разделения изотопов урана. Обогатительный завод расположен на площадке компании Industrias Nucleares Brasileiras (INB) в г. Резенда, штат Рио-де-Жанейро. Его сооружение обошлось в 170 млн долл. США.
Не менее знаковым и показательным для украинских реалий будет факт, что 3 августа 2016 года суд г. Рио-де-Жанейро (Бразилия) приговорил бывших руководителей компании-оператора АЭС «Элетронуклеар» (аналог нашего «Энергоатома»), которые были задержаны в июле в рамках операции «Припять» антикоррупционной кампании «Автомойка» (по информации бразильских СМИ, название операции происходит от украинского города Припять, который был загрязнен в результате аварии на Чернобыльской АЭС).
В июле 2016 года высокопоставленные лица «Элетронуклеар» были задержаны по обвинению в распределении взяток в размере 1,2% от стоимости контрактов Andrade Gutierrez.
Бывший президент «Элетронуклеар» (2005—2015 гг.) Отон Луис Пинейро да Силва был приговорен к 43 годам заключения за совершение преступлений во время реализации работ на третьем энергоблоке АЭС «Ангра». Он обвиняется в коррупции, отмывании денег, препятствовании расследованию, уклонении от уплаты налогов и организации преступной группировки. Остальные 12 человек, участники коррупционной схемы, также были приговорены к разной мере наказания (инженеры, заместители, посредники). Президент строительной корпорации Andrade Gutierrez Отавио Маркес де Азеведо был приговорен к 7 годам 4 месяцам заключения. Его наказание было смягчено благодаря сотрудничеству со следствием.
Вот такой приговор бразильской Фемиды за скромные, по украинским меркам, 1,2% отката. Поражает также массовость подхода к привлечению к ответственности в такой чувствительной и такой важной для стратегических интересов Бразилии сфере, как ядерная энергетика, в частности 14 должностных лиц посажены в тюрьму!
Украина имеет 2% мировых запасов урановых руд и входит в десятку мировых лидеров по ресурсам и подтвержденным запасам. Сегодня мы имеем 15 ядерных реакторов, сеть научно-технических учреждений, десятки профильных предприятий, то есть весь тот мощный комплекс, который остался нам в наследство от бывшего СССР, и то, чего не имели ни Аргентина, ни Бразилия. При очевидных похожих стартовых условиях, по определению, при минимальных политических и экономных усилиях мы должны иметь полный цикл производства ядерного топлива.
После 1991 года мы фактически лишь играем отведенную нам роль спонсора «Росатома», обеспечивая 15% его валютной выручки. Только в 2015 году Украина заплатила РФ за ядерное топливо $610,9 млн, еще $32,7 млн будет уплачено шведской компании. Кроме того, еще $160 млн долл. США будут уплачены РФ за сохранение отработанного ядерного топлива. То есть в целом только за 2015 Украина заплатит стране-агрессору $770 млн, а вместе с закупкой ядерного топлива у шведов в год эта сумма будет составлять $803,6 млн, или более 20 млрд грн, что эквивалентно 2,5 % бюджету государства.
До 1996 года Украина получала ядерное топливо в счет передачи ядерного оружия РФ. Соответственно, с 1997 года мы его закупаем.
За хранение отработанного ядерного топлива мы платим России с 1993 года. В целом, за этот период Украина потратила на это $17 млрд! То есть больше всех сегодняшних валютных резервов НБУ. Даже прямые валютные убытки за известные газовые соглашения 2009 года не могут идти в сравнение с тем, на какие суммы валютных ассигнований украинцы просубсидировали российскую экономику!
Украина имеет 2% мировых запасов урановых руд и входит в десятку мировых лидеров по ресурсам и подтвержденным запасам. Сегодня мы имеем 15 ядерных реакторов, сеть научно-технических учреждений, десятки профильных предприятий, то есть весь тот мощный комплекс, который остался нам в наследство от бывшего СССР, и то, чего не имели ни Аргентина, ни Бразилия. При очевидных похожих стартовых условиях, по определению, при минимальных политических и экономных усилиях мы должны иметь полный цикл производства ядерного топлива. Приведенное сравнение с усилиями Аргентины и Бразилии свидетельствует, что при соответствующей политической воле вопрос собственного замкнутого цикла производства ядерного топлива мог быть давно решен!
Приведенное сравнение с усилиями Аргентины и Бразилии свидетельствует, что при соответствующей политической воле вопрос собственного замкнутого цикла производства ядерного топлива мог быть давно решен!
То есть перечисленные факты говорят только об очевидном, что в Украине политические элиты, имея все ресурсы и технологии, сознательно даже не пытались положить начало процессу становления независимости во внедрении замкнутого цикла производства ядерного топлива, а только все делали для поддержки экономики соседнего государства. Даже война с РФ не привела в чувство наших руководителей. Если посмотреть на сегодняшнее руководство «Энергоатома», то это все те же люди, которые были при разных политических режимах в Украине и постоянно лишь «профессионально» опровергали громкие коррупционные скандалы, где бразильские 1,2% откатов, по сравнению с украинскими, были и остаются какими-то детскими играми...
Секрет такой очевидной государственной бездарности тоже очень прост. Стабильно неизменная популистичная политическая элита независимости Украины способна была лишь на громкие заявления, и традиционно никто не намерен брать на себя ответственность и решать для государства важные стратегические вопросы и хоть что-то делать в этом направлении. Как правило, все заканчивается попыткой возглавить коррупционные схемы и быть посредником в поставках чего-либо, с единственной целью — получить откат. Максимум, на что хватило интеллекта и усилий, — это начать процесс переговоров с американской компанией Westinghouse относительно альтернативного источника поставки.
Для большинства, даже государств латиноамериканского региона, такая позиция ответственных руководителей государства говорит о фактическом саботаже и коррупции как минимум и максимум об измене национальным интересам.