Наверное, недаром после проигрыша в первом туре оппозиционер Траян Басеску избрал своим символом оранжевый цвет. Наблюдатели были удивлены, когда на улицах Бухареста после голосования 28 ноября начали появляться оранжевые платочки и флажки. Эффект дежа вю усиливался обвинениями власти и ее кандидата — бывшего премьер-министра Адриана Настасе — в фальсификации голосования. И действительно, как выяснилось после проведения первого тура выборов, во время голосования произошли серьезные сбои с компьютерами статистического управления, которые признала даже сама ЦИК. Оппозиция заявила, что таким образом власть украла у Басеску как минимум 160 тысяч голосов, или 2,5%. Кроме того, по утверждениям оппозиции, сторонники провластного кандидата перевозились автобусами и голосовали по несколько раз на разных избирательных участках. Но жалоба от оппозиции румынским Верховным судом была отклонена. А наблюдатели от Европейского Союза признали проведение первого тура голосования соответствующим демократическим стандартам.
Однако уже через две недели кандидат от оппозиционного альянса «Справедливость и правда» Национальной либеральной партии и Демократической партии (последнюю Басеску и возглавляет) неожиданно для многих стал победителем. В своей победе румынская оппозиция была убеждена. Хотя проведенные двумя различными организациями (Центром городской и региональной социологии и Insomar/Metro Media) экзит-полы дали похожий результат — около 50% каждому из кандидатов. Уже в вечер голосования оппозиция вышла на улицы румынской столицы, заблокировав центральную Университетскую площадь города. Сам кандидат в президенты был в оранжевом пиджаке, а на оранжевых знаменах были написаны буквы Д и А (аббревиатура альянса), весьма напоминавшие украинское ТАК. Участники акции были серьезно настроены блокировать административные здания и не покидать улицы в случае непризнания их кандидата победителем. «Если Басеску проиграет, у нас будет вторая Украина», — заявил в интервью одному из телеканалов участник демонстрации. Кстати, многие СМИ действительно называли Басеску «румынским Ющенко».
Стесняться и недооценивать влияние Украины на политические события в соседней Румынии — не стоит. Мы и вправду, можно сказать, достойно вошли в мировое информационное пространство. Об украинской революции говорилось без преувеличения во всех теленовостях Европы и США, на страницах всех газет, даже тех, которые бесплатно распространяются, например, в венском метро и обычно печатают преимущественно рекламную информацию. Оранжевый расчет оказался верным. Жесткая реакция Европейского Союза на события в Украине, похоже, повлияла и на поведение румынской власти, главное обвинение которой, со стороны того же ЕС, — это коррумпированность. А оранжевый цвет напомнил власти о возможном «украинском» сценарии развития событий.
Именно с ней — этой коррумпированностью, и пообещал бороться Басеску. Факт немаловажный. Коррумпированность, недостаточное развитие демократии и неспособность обеспечить свободу слова ставятся Румынии в вину и являются серьезным препятствием на ее заветном пути в ЕС. И хотя дата этого вступления уже почти определена — январь 2007 года, брюссельские чиновники оставили за собой право отодвинуть ее еще на год в случае невыполнения Румынией всех необходимых норм.
В отличие от Украины здесь речь не шла о необходимости выбора между «восточным» или «западным» векторами. В Румынии все однозначно — никто из политической элиты страны не видит ее будущее вне рамок ЕС. Противостояние на выборах заключалось в другом: кто из двух кандидатов быстрее и гарантированнее приведет Румынию к членству в ЕС. Образно говоря, 18 миллионов румынского электората выбирали между «прозападным кандидатом» и «еще более прозападным».
ЦИК объявила победителем именно кандидата от оппозиции: Басеску набрал соответственно 51,3% голосов, а Настасе — 48,7%. Проигравший премьер- министр повел себя достойно. Он позвонил Басеску и поздравил его с победой. Проигрывать нужно уметь. Но наблюдатели отмечают: впереди в Румынии длительный период политической нестабильности. Дело в том, что параллельно с первым туром голосования в стране проводились и парламентские выборы, на которых победил провластный блок Социал-демократической партии А. Настасе (бывшая коммунистическая партия) и Румынской гуманистической партии. Он получил 57 мест в Сенате и 132 в Палате депутатов. В то время как у оппозиционного блока Басеску будет только 49 сенаторов и 112 депутатов. Другие крупные партии, прошедшие в двухпалатный парламент, — это Партия «Великая Румыния» (националисты) и Демократический альянс венгров. Естественно, что блок партий-победителей в парламенте будет искать коалиции с другими политическими силами. Особенно опасен для Басеску союз его конкурентов с венгерской партией (напомним, что в Румынии проживает около 5 миллионов венгров). Правда, по румынской конституции президент страны все равно имеет право выдвинуть кандидатуру премьер-министра, которая утверждается парламентом. Поэтому на самом деле политическая борьба за власть в Румынии еще не закончилась, а только переместилась в парламентские стены.
Что из себя представляет сам Троян Басеску? Как он относится к развитию отношений с Украиной? Следующие пять лет мы будем иметь дело с президентом, которого иногда называют «морским волком». Ему 53 года, он закончил в 1976 году мореходный институт, факультет навигации и 11 лет служил во флоте. Был членом Коммунистической партии. В политику Басеску пришел в 1989 году, в год свержения Чаушеску. Он стал одним из лидеров Демократической партии, а впоследствии возглавил ее. В 1990 году Басеску был назначен на должность Государственного инспектора торгового флота, а затем и министра транспорта. Эта должность «принесла» ему скандальную страницу в биографию. Трояна Басеску и до сих пор обвиняют в незаконной приватизации румынского торгового флота, ущерб от которой составил от 150 до 300 миллионов долларов. Позже, в 2000 и в 2004 годах, он дважды избирался мэром Бухареста.
Баллотируясь на пост президента, Басеску заявил, что хочет быть президентом всех румын, и не только тех, которые живут в самой Румынии, но и за ее пределами. В первую очередь, имелись в виду жители соседней Молдовы, многие из которых уже имеют румынские паспорта. Они и действительно проявили незаурядную активность в день голосования, правда, отдав предпочтение премьер-министру Настасе. Напомним, что один из вариантов неизбежного поиска в парламенте союзников — это националистическая партия «Великая Румыния». Что и для Украины — не самый приятный вариант развития событий.
Басеску заявил, что, в первую очередь, он хотел бы «прояснить и создать атмосферу доверия между Бухарестом и администрациями в Вашингтоне, Лондоне для развития привилегированных отношений трех сторон». Поскольку Басеску считает Румынию «наиболее мощным государством в регионе Черного моря». «Мы — страна с потенциалом, и находимся там, где заканчивается НАТО и Европейский Союз, — прибавил он. — Можно сказать, что мы на границе демократии». Не все так видится, как хочется. В Черноморском регионе много других государств. И одно из них — Украина.