Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ось зла превращается в круг антагонизма

31 июля, 2006 - 19:30

Ось зла возвращается — и она стала больше, чем когда- либо. Вчерашняя встреча президента Венесуэлы Уго Чавеса с президентом России Владимиром Путиным стала высшей точкой его турне, целью которого было насолить Вашингтону. Маршрут Чавеса, охватывающий Беларусь, Иран, Вьетнам и Мали, частично направлен на то, чтобы повысить шансы Венесуэлы получить место в Совете Безопасности ООН.

Кроме того, это неопровержимое подтверждение появления новой сети стран, отвергаемых США и их союзниками, но выстраивающих все более глубокие связи между собой, поддерживая свои действия продажей энергоносителей и оружия.

«Мы с Ираном; мы поддерживаем иранский народ, персидский народ, мы поддерживаем президента Махмуда Ахмадинежада, — говорил Чавес в интервью FT в мае. — Мы всегда будем с вами. Борьба Ирана — это наша борьба». Подобные же риторические пассажи он выдавал во время визита в Белоруссию, государство в советском стиле, которое США объявили «последней диктатурой Европы».

«Мы создали стратегический альянс между нашими странами, — сказал он. — Наши страны должны быть наготове и держать руки на рукояти меча». Хотя Чавес давно выступает в роли лидера антиамериканских государств и вчера подтвердил сделку с Москвой о поставке оружия, его самые серьезные усилия по налаживанию связей с другими странами сконцентрированы в Латинской Америке, где он использует нефтяное богатство своей страны для поддержки правительств Кубы и Боливии.

В других частях мира связи не столь явные и в большей степени сфокусированы на экономике. Ученые Пакистана, который до 2001 года подвергался критике США за проводимые там ядерные испытания, продавали атомные технологии Ирану, Ливии и Северной Корее, а Пхеньян снабдил Иран сведениями о материале для ракет.

«Это не альянсы, а отношения, которые складываются вне сферы нашего влияния, между странами, обладающими нефтью и нуждающимися в оружии, и странами, нуждающимися в нефти и имеющими различные комплектующие военной технологии», — сказала экс-госсекретарь США Мадлен Олбрайт в этом году в интервью FT. Она особо отметила связи Китая с Суданом, подпитываемые продажей Хартумом нефти Пекину и продажей оружия Пекином Хартуму.

Ни Китай, ни Россия не демонстрируют такой же эксплицитно антиамериканской политики, как Венесуэла, Иран или Сирия. Однако, хотя Пекин и Москва находятся за пределами оси антагонистов США, они не боятся вступать с ними в связи частично потому, что осознают, что являются слишком большими и значимыми единицами, чтобы США списали их со счетов.

Одна из значительных связей сложилась посредством Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), объединяющей Москву, Пекин и бывшие советские республики Средней Азии.

На саммите ШОС в прошлом году был установлен крайний срок для вывода военных баз США из Узбекистана, еще одной страны-изгоя для Запада, ставшей таковой после бойни в провинциальном городе Андижане. В этом году президент Ахмадинежад присутствовал на саммите в качестве наблюдателя.

Другой антиамериканский фронт, породивший различные домыслы среди дипломатов, это сеть взаимоотношений между Сирией, Ираном, ХАМАСом и движением «Хизбалла».

«На Ближнем Востоке и за его пределами многие люди считают, что события, происходящие с ХАМАСом и «Хизбалла», имеют отношение не только к израильско-палестинскому конфликту», — сказала в недавнем интервью министр иностранных дел Великобритании Маргарет Бекетт.

«Некоторые думают, что Иран, возможно, показывает мускулы, демонстрируя, какой хаос он в состоянии вызвать».

Тегеран назвал «абсурдными» предположения о его участии в действиях «Хизбалла». Однако многие западные аналитики настаивают, что исламистская группировка не начала бы действовать, не получив зеленый свет от Тегерана и Дамаска, и отмечают, что Иран и Сирия укрепили собственные связи за последние годы.

«Иран выступает здесь с позиции силы, а Сирия — с позиции слабости», — сказал один из европейских дипломатов. Другие дипломаты ЕС говорят, что первоначальное определение оси зла Джорджем Бушем и его заявления в стиле «Если вы не с нами, значит вы против нас» — усилили желание отверженных стран объединиться и уменьшить возможности Вашингтона сеять раздор в их рядах.

Поэтому США пытаются отговорить Сирию от поддержания связей с Ираном и движением «Хизбалла», прибегая при этом к помощи Египта и Саудовской Аравии. В конечном итоге количество стран, считающих себя врагами США, вероятно, выросло именно потому, что Буш начал навешивать на них такие ярлыки.

Дэниел ДОМБИ, Financial Times, 28 июня
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ