Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Особенности выборов в Гонконге

13 сентября, 2004 - 19:57

В Гонконге (специальном административном районе КНР Сянган) предварительные итоги парламентских выборов оказались обескураживающими для демократически настроенных кандидатов. Они получили лишь 18 мест, сообщает Рейтер. Многие рассматривали голосование, в ходе которого избирались 30 из 60 членов парламента этой автономии в составе Китая, как референдум о предоставлении Гонконгу новых свобод. Вторая половина депутатов избирается профессиональными группами, которые, как правило, поддерживают официальный Пекин. Если бы демократические кандидаты получили мощную поддержку, то у сторонников большей самостоятельности Гонконга появились бы дополнительные аргументы. Так что нынешнее голосование стало своеобразным вотумом доверия электората нынешнему правительству во главе с Тун Чихва и политике официального Пекина. Местные наблюдатели считают, что ударом по репутации демократов стали многочисленные скандалы, связанные с коррупцией и внебрачными похождениями кандидатов. Кроме того, накануне выборов Пекин провел массированную пропагандистскую кампанию в Гонконге, которая принесла плоды — явка избирателей была довольно высокой (53%), и пропекинские партии получили 12 из 30 мест, сообщает Рейтер.

Жителей Гонконга раньше называли аполитичными. Но это определение кажется вряд ли уместным в наши дни. С момента рекордно многочисленной демонстрации по случаю годовщины передачи Гонконга Китаю в 2003 году сотни тысяч граждан приняли участие в различных мирных уличных акциях, протестуя против действий правительства и требуя политической реформы.

Но китайское правительство упорно придерживается убеждения, что народ Гонконга не готов к демократии. В апреле 2004 года китайские законодатели проголосовали против всеобщего избирательного права на выборах верховного руководителя Гонконга в 2007 году, а также на выборах в его Законодательный совет в 2008 году. Они признали, что согласно особой конституции города, «Основному закону», эти выборы могли бы стать для территории первой возможностью выбрать своих представителей в соответствии с принципом «один человек — один голос». Но они выразили озабоченность, что крупная реформа может подорвать политическую стабильность и помешать экономическому развитию.

Британское и китайское правительства в 1980 году разработали неуклюжую политическую систему Гонконга во время переговоров о будущей передаче суверенитета. Её предназначение заключалось в том, чтобы гарантировать невозможность полного волеизъявления населения посредством голосования. После 1997 года правительство Гонконга приняло дополнительные меры по урезанию и без того ограниченных возможностей законодателей в отношении открытия дебатов, законодательной инициативы и принятия поправок к законам. Оно ввело правила, согласно которым для этого требовалась поддержка как большинства избранных по территориальным, так и большинства избранных по функциональным округам.

Так что сопротивление переменам заложено в саму систему. Если правительство сможет повлиять на 16 из 30-ти депутатов по функциональным округам, оно сможет блокировать предложения от депутатов, избранных на прямых выборах. В последние несколько лет именно так и случалось со спорными вопросами, касающимися политической реформы и подотчетности правительства.

Тем не менее не следует забывать, что 1 июля 2003 года более 500 тыс. человек протестовали против отказа правительства продлить срок обсуждения предлагаемого закона о национальной безопасности. Правительство Гонконга сочло, что оно может проигнорировать общественное мнение и протолкнуть законопроект с помощью значительного большинства депутатов по функциональным округам и небольшого количества проправительственных депутатов по территориальным округам. Оно отступилось от своих планов только тогда, когда в проправительственной Либеральной партии, обладавшей рядом депутатских мест по функциональным округам, произошёл раскол в результате мощного нажима общественности.

Результаты последнего опроса, проведённого организацией Civic Exchange- Hong Kong Transition Project в начале августа, указывают на резкий рост протестов общественности за последний год. Отмечается, что люди всё больше прибегали к неформальным средствам выражения недовольства правительством Гонконга, поскольку они считали, что формальных каналов для этой цели недостаточно. Люди начали брать дело в собственные руки, посещая демонстрации, подписывая петиции и жертвуя беспрецедентные суммы в пользу политических партий и активистских групп.

Опрос также показал, что хотя правительство Китая отказалось от введения всеобщего избирательного права на выборах 2007 и 2008 года, более 40% респондентов, тем не менее, хотели установления демократии к этому времени, и ещё 20% желали бы этого к следующему раунду выборов, в 2011 и 2012 году соответственно. Более того, большинство опрошенных не считало, что демократизация повредит экономике, хотя выражались недвусмысленные опасения, что политическую нестабильность может вызвать вмешательство Китая в дела Гонконга.

Китайское правительство вполне может после выборов принять новую политику в отношении Гонконга. Самым лучшим вариантом было бы, если бы Китай согласился на введение всеобщего избирательного права не позднее, чем к выборам 2011 и 2012 года, приобретая тем самым легитимность в глазах Гонконга благодаря поддержке реформы политической системы. Хотя лидеры Китая могут опасаться утратить контроль, им следует понять, что существующая система вызывает сильное недовольство.

Самым худшим вариантом было бы, если бы Китай пренебрёг решительной победой сторонников демократии в 2007 и 2008 годах и продолжал бы настаивать на том, что народ Гонконга не готов к демократии или обвинять демократический лагерь в том, что им манипулируют из-за рубежа. Народ Гонконга вполне может сделать вывод, что у него нет другого выбора, как только использовать любую возможность для протеста против непопулярного правительства Тун Чихва, тем самым создавая последнему ещё больше трудностей при управлении Гонконгом.

Кристин ЛО — генеральный директор Гонконгского некоммерческого исследовательского центра Civic Exchangе, в 1992—2000 гг. была членом Законодательного совета Гонконга.

Кристин ЛО. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ