Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Отсутствие экспертов из стран СНГ —

негласная традиция Валдайского клуба»
11 октября, 2010 - 20:02

Меня очень впечатлил высокий уровень участников, причем как зарубежных, так и российских. Достаточно назвать несколько имен: корифей советологии Ричард Пайпс, член Французской академии Элен Каррер Д’Анкос, английский историк, член Британской академии наук Доменик Ливен, проф. Колумбийского ун-та Роберт Легвольд, экс-премьер Польши Лешек Миллер, эксперты-ведущие специалисты по России из Китая, Японии, Турции, Ирана.

Россия представлена как известными экспертами и политиками — жесткими критиками режима Путина-Медведева (С.Алексашенко, В. Иноземцев, А. Малашенко, В. Рыжков и менее известный у нас историк-священник А.Зубов),— так и экспертами, сотрудничающими с властью — В. Никонов, С. Караганов, А.Мигранян, а также такими известными экспертами, как В. Наумкин (директор Института востоковедения РАН), А.Миллер (специалист по Украине), Н. Злобин (он, на самом деле, гр-н США), Ф. Лукьянов. Были и два писателя, А.Проханов и В.Ерофеев, и недавно потерявшая работу экс-руководитель президентского совета по правам человека Элла Панфилова.

СМИ также очень солидно представлены: Адам Михник (Gazeta Wyborcza), Le Monde, The Economist, WSJ, The Guardian, Die Welt и др.

Основная идея организаторов (был подготовлен соответствующий доклад) — «Союз России и Европы» вызвала живую дискуссию, иногда — довольно содержательную. Хотя в целом она сильно напоминала традиционный русский спор западников и славянофилов. Особенностью этого спора, пожалуй, было то, что зарубежные участники (и не только представители Китая и Ирана) часто выступали на стороне, условно говоря, «славянофилов», а абсолютное большинство российских участников — на стороне «западников». Наиболее радикальное западничество представляли российские либералы, которые, на мой взгляд, также «далеки от народа», как декабристы в начале позапрошлого века.

Характерен диапазон представленных позиций — от профессора, доктора исторических наук А.Зубова, который презентовал свой (с большим коллективом соавторов) труд «История России, ХХ век» — первое последовательное изложение истории с точки зрения (условно) «белогвардейской и РПЦ», до известного своими просоветскими («просталинистскими») взглядами Проханова (последний, правда, был в «гордом одиночестве»).

Мне впервые представилась возможность в течении четырех дней плыть по реке Свирь и по великим озерам — Онежскому и Ладожскому. Красота этих мест не могла не произвести впечатления, впрочем, отвлечься от грустных мыслей о том, что именно в этих местах располагались сталинские лагеря (Зверьлаг и др.), не удавалось. Накануне нам прочитали лекцию о жертвах этих мест. Ну а остров Кижи и Александро-Свирьский монастырь — великолепная и незабываемая часть нашего путешествия.

В Питере участникам клуба организовали встречу с губернатором Валентиной Матвиенко, которая произвела сильное впечатление — харизматичный, уверенный в себе и в правоте собственного дела человек. Трудно избавиться от мысли: почему украинка в России совсем не похожа на наших женщин-политиков. Думаю, будь она кандидатом на должность президента Украины — могла бы составить серьезную конкуренцию любому сопернику.

Обед (точнее — ужин) с Путиным в Сочи завершал программу. Для Путина встреча с членами Валдайского клуба стала уже традицией — кажется, она состоялась уже в седьмой раз. Он энергично и благожелательно вел беседу с гостями, шутил и эмоционально отреагировал всего на два-три вопроса, которые, казалось, его задевали. На главный вопрос ответ Путина был давно заготовлен. Конечно, речь о том, пойдет ли Путин в 2012-м в президенты или уступит это право Медведеву. Как мы и ожидали, никакого ответа мы не получили. Путин сохраняет интригу. «Вот встретимся в нужным момент с Дмитрием Анатолиевичем и договоримся. Мы — каждый на своем месте — эффективны были до сих пор и будем в будущем. Как мы посчитаем правильным, идущим на пользу стране, — так и поступим...»

На мой вопрос о российско-украинских отношениях Владимир Владимирович ответил, что экономическое сотрудничество после смены власти в Украине развивается успешно, но возможен и более высокий уровень взаимодействия, в частности, с дальнейшим снижением цены на российский газ. Выйдет ли наше сотрудничество на этот уровень, зависит, на взгляд В.В., исключительно от Украины.

Отсутствие экспертов из стран СНГ — видимо негласная традиция Клуба. Почему сделали для меня исключение, мне неведомо. Впрочем, одна из панелей была посвящена теме «Россия и ее соседи: оптимальная и реальная модели взаимодействия». Но и на этой панели основное внимание было уделено Польше и Грузии, об Украине — только вскользь, и то — потому, что мне было предоставлено слово...

Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ