Американские аналитики, наблюдающие за развитием пакистанской политики, отмечают, что пакистанская дилемма является опасностью сомнительного антитеррористического союзника для Соединенных Штатов. При этом ситуация складывается таким образом, что текущие отношения между Пакистаном и США выглядят не совсем благоприятными.
Можно вспомнить, что на сегодняшний день Пакистан находится среди ведущих мировых получателей американской военной помощи, наряду с Израилем и Египтом. Как отметил заместитель государственного секретаря США Ричард Баучер, Соединенные Штаты в данное время предоставляют Пакистану помощь, составляющую приблизительно 100 миллионов долларов в год. Он подчеркнул, что общее количество помощи превосходит 1,2 миллиарда долларов в год, не учитывая другие виды помощи, предназначенные для реформы образования или социальной помощи.
Но генерал Мушарраф попал сегодня в достаточно трудное положение. Поскольку, с одной стороны, увеличивается давление администрации президента Джорджа Буша, требующей от него ликвидировать исламистский мятеж, нарастающий в стране, с другой стороны, увеличивается давление изнутри на пакистанское правительство, побуждающее Мушаррафа пытаться играть на обе стороны. С одной стороны, Первез Мушарраф пробует успокоить некоторых противников его усилий демократизировать Пакистан, изображая твердую позицию в отношениях с США.
Он заявляет, что «использование власти — это не единственный способ борьбы с терроризмом» и что США «должны ускорить финансирование экономической зоны в племенной области». Это финансирование, являющееся частью дополнительного пакета в 750 миллионов долларов, предназначенных для того, чтобы задобрить сердца и умы людей в бесконтрольных северных областях страны. С другой стороны, Мушарраф, по сообщениям, пытается получить гарантии от США относительно того, что он останется при власти. Хотя в то же время рассматривается альтернатива Мушаррафу, когда после смены режима власть в стране перенимает гражданский президент, способный «выровнять» национальную безопасность в Пакистане и завоевать авторитет на международной арене.
Это важно для США, поскольку «пакистанский плацдарм» рассматривается как театр ведения войны с терроризмом многими высокопоставленными американскими должностными лицами. В этом контексте Мушарраф выглядит как желаемый союзник, и много чиновников боятся, что без его лидерства и контроля Пакистан может предстать перед очень мрачным будущим. Однако ныне остро стоит вопрос относительно будущего нынешних лидеров в пакистанском правительстве. Одним из путей перехода к гражданскому статусу генерала Мушаррафа мог бы стать его отказ от руководства пакистанской армией и передача контроля над нею кому-то из своих ближайших соратников. Что могло бы стать первым шагом к провозглашению его как гражданского президента.
Планируя дальнейшие «демократические изменения» в Пакистане при участии Мушаррафа, Вашингтон в то же время не выпускает из поля своего политического зрения бывшего пакистанского премьер-министра Беназир Бхутто. Хотя заметным минусом для американцев в этом случае стало то, что Бхутто заняла неоднозначную позицию во время недавнего штурма «Красной мечети» в Исламабаде пакистанскими военными, а недавний вердикт Верховного суда резко изменил равновесие политических сил в стране.
Однако, похоже, все идет к тому, чтобы изменить саму формулу режима в Пакистане. На прошлой неделе президент Мушарраф и бывший пакистанский премьер-министр Беназир Бхутто встретились в Объединенных Арабских Эмиратах, где Бхутто живет в эмиграции. Им удалось согласовать наиболее важные моменты политической «перестройки» в стране, которая включает отмену запрещения для одного лица в третий раз занимать должность премьера. Нужно вспомнить, что Беназир Бхутто уже дважды — в 1988—1990 и 1993— 1996 годах занимала этот пост. Это позволит ей вернуться в Пакистан без угрозы юридического преследования и обвинений в коррупции.
После восьми лет с момента реализации бескровного военного переворота в 1999 г., Мушарраф наконец начинает понимать, что приходит время отойти от единоличного руководства Пакистаном и вернуть страну хотя бы к какому-то подобию нормальной демократической жизни. Очевидно, последние события, а особенно его приказ в июле выбить исламских радикалов из «Красной мечети», только ускоряют этот процесс. Кроме того, на политическом фронте Мушаррафу было нанесен удар, когда Верховный суд вынес постановление восстановить на посту главного судью Ифтихара Мухаммада Чаудхри, полномочия которого были прекращены в марте по обвинению в злоупотреблении служебным положением.
Этот инцидент побуждал политических неприятелей генерала Мушаррафа к инициативе общественных изменений. США ухватились за этот импульс, поскольку больше всего их волнует способность Пакистана продолжать свое участие в «войне с террором». Вашингтон считает, что при складывающихся условиях достижение компромисса с Беназир Бхутто и ее Пакистанской народной партией является наилучшим вариантом. Переговоры между Мушаррафом и Бхутто стали результатом длительного процесса, в котором Вашингтон играл ключевую роль.
Американцы любой ценой пытаются удержать Пакистан в поле своего политического притяжения. Так, новое законодательство США призвано связывать помощь Пакистану с его деятельностью в борьбе с терроризмом. В общей сложности Пакистан с 2001 года получил от США свыше $10 миллиардов помощи. Также администрация президента Джорджа Буша дала понять, что будет брать ситуацию в собственные руки и в случае надобности будет осуществлять свои собственные рейды для борьбы с боевиками на пакистанской территории. Это может произойти в любой момент на территории проживания пуштунских племен, где дислоцируются пакистанские талибы и боевики «Аль-Каиды».
Кажется, пытаясь достичь своих стратегических целей в Пакистане и побуждая Первеза Мушаррафа провести некоторое подобие демократизации, США не учли несколько ключевых моментов. Превращая Мушаррафа в чисто гражданского президента, они одновременно побуждают его к потере способности держать под своим контролем и командовать национальной армией. Можно только догадываться, как долго сможет продержаться на своей должности президент без армейской поддержки в стране, где исламистские фундаменталисты и так уже почти берут верх. В таком случае ставится под удар вообще способность пакистанских вооруженных сил изолировать террористические организации.
Реализация в жизнь при пакистанских реалиях идеи гражданского президента, координирующего свои действия с армейским руководителем, выглядит нереалистично. Поскольку если генерал Мушарраф отказывается от своего контроля над армией, ни один армейский руководитель не будет признавать президентского превосходства и не будет слушать его. США оказались в очень трудном положении, когда невозможно оставить в Пакистане все как было с 1999 года, но и уменьшив полномочия Первеза Мушаррафа, они могут получить совершенно противоположный результат. Прежде всего потому, что слабый президент Мушарраф не только не будет способен бороться с терроризмом в регионе, но и очень быстро будет устранен от власти. Вероятно, американским экспертам по внешней политике придется вновь проводить детальную экспертизу «политического пейзажа» в Пакистане и пытаться находить новые оригинальные способы перестраивать поддержку в войне с терроризмом.
Международное содружество встревожено нынешней ситуацией в Пакистане еще и потому, что Исламабад владеет ядерным оружием, доступ к которому стремится получить «Аль-Каида». По данным американской разведки, Усама бен Ладен прячется в горных регионах на границе Афганистана и Пакистана, где юрисдикция Кабула и Исламабада номинальна, а реальная власть принадлежит старейшинам местных племен. И к тому же Пакистан — это ядерное государство, в распоряжении которого находится от 60 до 100 ядерных боеголовок. Государство со слабой системой командования и коррумпированными структурами. Поэтому Западу необходимо обратить внимание на этот яркий пример дилеммы между демократией и стабильностью.
Как отмечает влиятельная американская газета The Wall Street Journal, «сегодня Пакистан остается опасным государством и это усиливается нерешенным вопросом — как долго еще президент Мушарраф будет оставаться при власти. Пакистан не может стать более безопасным, если президент-генерал тем или иным образом будет свержен. Поэтому для администрации Буша после Ирака пакистанский вопрос остается наиболее жесткой дилеммой ее внешней политики».