Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Палестинский фронт за право нации на самоопределение

11 июля, 2011 - 19:58

До 15 июля палестинское руководство должно направить генсеку ООН официальную заявку на признание Генассамблеей государства Палестины в сентябре. Абсолютно логично, если вспомнить выступление на Генассамблее 23 сентября 2010 г. президента США Обамы: «Когда мы вернемся сюда в следующем году, у нас будет соглашение, которое приведет к появлению нового члена ООН — независимого, суверенного государства Палестины, живущего в мире с Израилем».

Конечно, кто-то здесь воскликнет: «Так соглашения нет!». Действительно, соглашения нет, потому что все попытки американской администрации уговорить израильтян — под щедрые субсидии, в частности поставку 20 истребителей технологии Stealth — на мирные переговоры завершились крахом, точнее, уговорить их хотя бы на три месяца продлить мораторий на строительство поселений на оккупированных территориях и в Восточном Иерусалиме, который должен стать столицей будущего палестинского государства. Без моратория палестинцы не видят смысла возобновлять переговоры, которые, как свидетельствует горький опыт, могут тянуться бесконечно, но с очевидной выгодой для Тель-Авива — тот продолжает, прямо скажем, колонизацию, участок за участком, прирастая все новыми территориями. Бессмысленность переговоров без такого моратория признают и США, и ЕС.

Более того, президент Обама пережил недавно публичное унижение, когда израильский премьер Нетаньяху перед телекамерами заявил ему в глаза о неприемлемости обамовской инициативы о палестинском государстве в территориальных линиях до войны 1967 г., пусть даже с согласованными обменами территориями. Тогда и конгресс США дал звонкую пощечину собственному президенту, поддержав отказ иностранного премьера. Теперь сенат пригрозил палестинцам лишить их полмиллиарда долларов помощи, если они обратятся в ООН.

Намерения палестинского руководства добиться признания в ООН израильские власти называют «односторонним действием», а еще «попыткой делегитимизации Израиля» и даже «преступлением» и «объявлением войны». В этой связи экс-депутат Кнессета Ури Авнери резонно напоминает, что провозглашение государства Израиль в 1948 г. было абсолютно «односторонним действием». Даже больше — вопреки воле большинства стран — членов ООН. Как описал в своих мемуарах тогдашний представитель УССР в ООН Василий Тарасенко, именно ему досталось задание Москвы сорвать принятие на Генассамблее английского проекта резолюции о создании в Палестине единого государства евреев и арабов, которая бы отменила предыдущую — 1947 г. — о разделении на два государства. К английскому проекту присоединились США и преданное им большинство из числа государств Южной Америки, поскольку Вашингтон увидел, что «израильский проект» получил поддержку Сталина. Тарасенко в воспоминаниях привел подробный разговор с заместителем министра МИД СССР Вышинским, который сослался на слова Сталина и Молотова о том, что Израиль должен стать «шилом в задницу» Англии и США. И председательствовавший на заседании Тарасенко сорвал голосование по британскому проекту, тем самым уберегши резолюцию 1947 г. И уже через несколько часов благодарил его Бен-Гурион, провозгласив новое государство.

Ури Авнери вспоминает, что далеко не все в окружении первого израильского премьера были довольны установленными границами, и тот успокоил их, что, мол, изменим их при первой возможности. Так оно и вышло. Границы 1967 г. значительно отличаются от границ 1947 г. далеко не в пользу палестинцев.

Обнародованные в начале года телеканалом «Аль-Джазира» так называемые палестинские документы — секретные отчеты и стенограммы палестинско-израильских переговоров — засвидетельствовали, что палестинское руководство готово было пойти на самые тяжелые территориальные уступки, полный отказ от права беженцев на возвращение и так далее. После такого морального удара перед палестинским руководством предстала необходимость пойти на какой-то кардинальный шаг. Были даже предложения выйти из соглашений в Осло 1993 г., расформировать структуру палестинского самоуправления, снова объявить Организацию освобождения Палестины (ООП) единственным законным правительством палестинского народа и требовать международной администрации над палестинскими территориями. Не без колебаний было принято и решение идти за признанием в ООН. Правда, палестинцы уже не раз заявляли, что могут отказаться от этого плана, если Тель-Авив пойдет на переговоры, заморозив строительство на оккупированных территориях, а на самих переговорах разработают четкий график продвижения к созданию палестинского государства, который будет действительно соблюдаться — не в пример тем же соглашениям в Осло, по которым это государство должно было появиться не позже 2000 г.

Необходимое большинство (128 стран) на Генассамблее ООН палестинское признание легко наберет — уже на сегодня такое государство признали около 100 стран. Но для получения полноценного членства нужна рекомендация Совета Безопасности, в котором США на сегодня угрожает наложить на это вето. И здесь, на дипломатическом фронте, сейчас происходит самое интересное. Член королевской семьи Саудовской Аравии принц Турки Аль-Фейсал напечатал в «Вашингтон пост» заметку с предупреждением, что американское вето приведет к «катастрофическим последствиям для саудовско-американских отношений». Прямо говоря, Америка потеряет самого главного и самого мощного своего союзника в арабском мире. А это означает потерю такого ценного фактора в изоляции Ирана, утрату американского влияния в регионе вообще. Для королевства палестинский вопрос принципиален — король Абдулла еще в 2002 г. выдвинул мирную инициативу, ставшую общеарабской: Израиль освобождает все оккупированные территории, создается палестинское государство, а все арабские государства признают и устанавливают отношения с Израилем.

Сейчас палестинские и израильские высокопоставленные должностные лица курсируют между столицами Европы, агитируя проголосовать, соответственно, «за» или «против» на Генассамблее в сентябре. Каждая сторона сообщает о согласиях в свою пользу и отрицает сообщения другой. Так, например, было после разговоров палестинского представителя с МИД России. Поэтому полагаться можно только на заявления лидеров конкретных стран. Так — к прискорбию Тель-Авива — Казахстан подписался под декларацией Организации Исламской Конференции, в которой сейчас председательствует, о поддержке признания Палестины. А Германия уже рапортовала в Израиль, что будет против. Президент Азербайджана высказался «за». Равно как и Турция. А Грузия — устами помощницы президента Тевдорадзе, которая при этом нашла нужным сообщить о своем еврейском происхождении, — объявила, что будет против. А вообще все либо еще определяются, либо держат в тайне. Наверное, против будет Греция (до 1990 г. не признавала Израиль), которая сегодня блокирует в своих портах «Флотилию свободы» с гуманитарным грузом в Сектор Газа — Израиль обещает ей, как известно, обанкротившейся, «инвестиции». Логично было бы голосовать «за» Словении, чей президент Данило Тюрк рассказывал, что та голосует на свое усмотрение, не оглядываясь на «тяжеловесов» в ЕС, и принципиально, поэтому голосовала за резолюцию в Совете ООН по правам человека с осуждением прошлогоднего израильского нападения на «Флотилию свободы».

Украинское руководство тоже хранит молчание, старательно избегая в официальных сообщениях этого вопроса: ни слова об этом в отчете о недавней встрече министра К. Грищенко с палестинским визави Н. Шаатом. Чуть раньше него в Киеве побывал израильский эмиссар Я. Ливне — не сомневаемся, с тем же вопросом. Правда, израильтяне о результате этих переговоров молчат, а палестинцы, скажем так, излучают оптимизм... Известно, что король Иордании Абдулла посвятил этой теме и часть встречи с Президентом Януковичем, о чем сообщило иорданское государственное информагентство, а пресс-служба нашего Президента почему-то промолчала.

До 15 июля, конечной даты подачи заявки палестинцев на рассмотрение ООН, собрался было что-нибудь придумать «квартет» США, ЕС, Россия, ООН, чтобы все же усадить две стороны за стол переговоров. Если такое удастся, то это вполне потянет на еще одну Нобелевскую премию ближневосточным миротворцам.

Игорь СЛИСАРЕНКО
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ