Недавнее приглашение президентом Армении Сержем Саргсяном президента Турции Абдуллы Гюля посетить Ереван, чтобы посмотреть футбольный матч вместе, стало историческим событием. Принимая во внимание натянутые отношения между двумя странами, этот визит в любое время стал бы событием, достойным пристального внимания. Поскольку этот визит происходит спустя всего месяц после тревожной российско-грузинской конфронтации, он может стать реальной надеждой, что напряженность на неустойчивом Кавказе может быть ослаблена.
Конечно, Турцию и Армению разделяют старые и сложные исторические события. Однако сегодня наступил момент для обеих стран отодвинуть прошлое в сторону, чтобы решать свои общие вопросы безопасности. В новой ситуации, которую создала война в Грузии, насущность становления Турции действительным мостом между народами Кавказа выгодна для каждого.
Этот процесс является неизбежным последствием географического положения Турции и ее истории. Расположенная буквально между современностью и традициями, антиклерикализмом и исламом, демократией и тиранией, Турция представляет собой также реальный мост между Востоком и Западом. Для народов Кавказа Турция определяет наш путь в Европу. Она является членом НАТО и граничит с тремя странами, имеющими индивидуальную программу сотрудничества с НАТО. Она стремится присоединиться к Европейскому Союзу и может сделать ЕС граничной страной для трех наших закавказских государств, так же как и мы стремимся в один день туда влиться.
Турция никогда не упускала возможности выступить в роли регионального посредника. Сразу после распада Советского Союза Турция предложила программу Черноморского экономического сотрудничества. В этом году по мере того, как американская инициатива по мирным переговорам на Ближнем Востоке стала заходить в тупик, Турция взяла на себя роль посредника, как в израиле-палестинском конфликте, так и в конфликте между Сирией и Израилем. Сегодня сразу после возникновения российско-грузинского кризиса турецкие лидеры снова выступили с инициативой взять на себя лидирующую роль на Кавказе.
Миру следует сильно надеяться, что турецкое предложение по созданию платформы по стабильности и сотрудничеству на Кавказе является более серьезным и устойчивым, чем предыдущие подобные усилия. Для достижения успеха Турции нужно заручиться поручительством всех игроков региона, чтобы избежать применения силы в решении их вопросов. Если это поручительство будет принято и будет соблюдаться, то конфликты в регионе будут рассматриваться с абсолютно другой, более терпимой стороны, намечая исторический прорыв в сторону установления мира.
Почему бы нам не последовать идее заключения такого пакта и не сделать шаг дальше? Мы в этом регионе можем и, я считаю, должны призвать к Кавказу, свободному от блоков и соперничающих союзов. Ведь альянсы безопасности и гарантии только создают разграничительные линии с сопутствующими угрозами безопасности.
Наши страны и народы на протяжении всей истории жили под общим зонтом значительно дольше, чем мы были разделены. Сегодня мы разделяем общий взгляд на европейскую интеграцию, и в этом более широком контексте необходимо решать наши конфликты. Визиты президента Франции Николя Саркози и канцлера Германии Ангелы Меркель в Грузию и Россию доказали, что Европе нет замены в вопросах, касающихся Кавказа. Только Европа может сыграть роль честного посредника в царящей в регионе атмосфере подозрительности и нетерпимости. Однако в заключение мы сами должны захотеть начать работу в отношении установления мира и сотрудничества в регионе. Кавказ слишком тесен для закрытых границ и взрывных конфликтов. Несмотря на то, что некоторые из этих конфликтов могут показаться исключительно двусторонними, грузинско-российский конфликт показал, что такой вещи больше нет в глобализованном мире, в особенности в этом взаимосвязанном регионе.
Установление действительного мира на Кавказе требует двух ключевых стратегических трансформаций. Одна — это необходимость извлечь урок из истории: стратегические интересы России в этом регионе нельзя игнорировать. Считать и действовать по-другому, значит привести регион к хаосу. Другая заключается в том, что Турция и Армения не могут всегда оставаться противниками. В наших отношениях должна наступить нормализация, чтобы Кавказ объединился в дееспособный регион.
По иронии, и Россия, и США понимают, что это в их интересах. Россия рассматривает нормальные отношения между Турцией и Арменией как способ минимизации стратегической роли Грузии в регионе. США рассматривает открытость Турции как уменьшение реальной и воображаемой привязанности Армении к России.
Кроме эмоционального значения визита президента Гюля в Ереван, действительное улучшение турецко-армянских отношений требует открытия границ между обеими странами — последних закрытых границ в Европе. Или, для начала, необходимо вновь открыть движение по существующей железной дороге между странами. Если этого не произойдет в ближайшие недели или месяцы, тогда Турция продемонстрирует, что все это было только частью шоу.
Визит президента Гюля в самом деле является переломным — либо как провальная попытка сделать историю, либо как начало новой эры.
Вартан ОСКАНЯН — министр иностранных дел Армении начиная с 1998 года и по апрель 2008 года. Основатель расположенного в Ереване Фонда Civilitas.