Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пхеньян vs Сеул, или Пропасть между «антимирами» глубиной в 60 лет

30 июля, 2013 - 11:19
БЫВШЕМУ КОМАНДИРУ ПАРТИЗАНСКОГО ОТРЯДА В МАНЧЖУРИИ И КАПИТАНУ СОВЕТСКОЙ АРМИИ КИМ ИР СЕНУ (НА ФОТО СЛЕВА) УДАЛОСЬ ВТЯНУТЬ В КОРЕЙСКУЮ ВОЙНУ РУКОВОДИТЕЛЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО КИТАЯ МАО ЦЗЕ ДУНА (ФОТО В ЦЕНТРЕ) И ОСТОРОЖНОГО СОВЕТСКОГО ЛИДЕРА ИОСИФА СТАЛИНА / ФОТО С САЙТА SVOBODA.ORG

Пару месяцев назад на прилавках книжных магазинов Украины появилось российское издание нового международного политического бестселлера известного американского журналиста — ведущего корреспондента газеты «Вашингтон Пост» Б.Хардена «Побег из лагеря смерти». Опубликованная впервые в 2012 г. эта документальная книга переведена на двадцать языков мира. События, описанные в ней, шокируют любого нормального человека «нереальностью» в действительности реальных и правдивых событий, произошедших с молодым корейцем, родившимся и первые 23 года жизни прожившем в самом суровом концентрационном лагере на нашей планете, — лагере № 14 для политзаключенных в Северной Корее. В силу вполне реальных, но, вместе с тем, фантастических обстоятельств он стал единственным человеком, которому удалось бежать из этого чудовищного места, и после долгих скитаний оказаться в Южной Корее и США. Для современного человека с нормальной психикой сама жизнь, нравы и порядки в описанном «лагере смерти» представляются как «антижизнь» (часто хуже, чем смерть) в «антимире», во всем его антагонизме по отношению к нашему, далеко не совершенному, но все же демократическому миру свободных людей.

Задаешься вопросом, каким образом в одной и той же национальной среде, в рамках одной цивилизации, единого народа, одной нации, в одном регионе — Северо-Восточной Азии, на одном — Корейском — полуострове, народа с богатейшей тысячелетней историей, разделенного Второй мировой войной идеологически и политически по 38-й параллели, могли произойти такие глубокие трансформации, превратившие некогда единую цивилизацию, единый «Корейский мир» в два антипода — «антимира». Вплоть до сегодняшнего дня либерально-демократическая и успешно развивающаяся Южная Корея — 11-я экономика планеты — противостоит Северной Корее с ее гипертрофированным культом личности, крайней экономической отсталостью, безудержной милитаризацией, беднейшим, полуголодным и идеологически зомбированным населением.

Точкой отсчета процессов раскола и начала «разбегания антимиров» можно считать Корейскую войну 1950—1953 гг., ставшую первым мощнейшим «горячим» всплеском начавшейся холодной войны, 60-летний юбилей окончания которой отмечается 27 июля 2013г. Разделение двух Корей началось пятью годами раньше, когда в августе 1948 г. в американской зоне оккупации Корейского полуострова было провозглашено создание Республики Корея (РК), президентом которой стал американский ставленник Ли Сын Ман, а в сентябре того же года в советской зоне создано Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР) во главе с руководителем Компартии, бывшим командиром партизанского отряда в Манчжурии и капитаном Советской армии — Ким Ир Сеном.

К концу 1948 г. из Северной Кореи были выведены советские войска, а в июне 1949 г. с полуострова — войска США, при этом оба корейские государства мечтали о силовом объединении страны, каждая под своей юрисдикцией. С августа 1949 г. Ким Ир Сен начал планомерную «обработку» И.Сталина, уговаривая его поддержать военную операцию северокорейцев. Однако осторожный Сталин, в принципе поддерживая идею распространения советского контроля на весь Корейский полуостров, боялся втягивания в полномасштабное военное противостояние с США на Дальнем Востоке. Осторожность проявлял и руководитель коммунистического Китая Мао Цзе Дун, готовый, в общем, оказать военную поддержку «северянам», однако занятый военными действиями против армии Чан Кай Ши, формированием собственного государства — КНР — и лелея надежды на освобождение Тайваня.

К весне 1950г. геополитическая ситуация изменилась: 1 октября 1949 г. была создана КНР, а США не включили Корейский полуостров в свой «оборонительный периметр». В начале 1950 г., определяя дальневосточную политику США, госсекретарь Д.Ачесон заявил о целесообразности отступления с Азиатского материка и построения оборонительной линии по цепи Тихоокеанских островов. Учитывая эти обстоятельства, Сталин поддался уговорам Ким Ир Сена, обещавшего за две недели, максимум — за два месяца осуществить объединение, и дал согласие на разработку советскими военными советниками плана наступательной операции, рассчитывая на невмешательство США. При этом прямого участия советских войск не предусматривалось, а лишь тайная поддержка путем задействования военных советников, широкомасштабных поставок вооружения, тылового, материального, транспортного и финансового обеспечения, а также «воздушная» поддержка советской военной авиацией. Последнее слово оставалось за Мао Цзе Дуном, поскольку основной расчет делался на участии миллионной армии китайских «добровольцев». До последнего момента советский руководитель сомневался в разумности проведения операции, и окончательно «благословил» Ким Ир Сена лишь после того, как тот заручился поддержкой КНР.

Военное вторжение «северян» в Южную Корею началось 25 июня 1950 г., через три дня армия КНДР захватила столицу Сеул, а уже к сентябрю под контролем РК оставалась лишь юго-восточная оконечность Корейского полуострова. Следствием кровавых событий первых дней войны было создание Командования войск ООН в Корее — беспрецедентный в истории этой организации случай, ставший результатом «просчетов» советского и китайского руководства, одним из которых был бойкот советских представителей заседаний Совета Безопасности ООН (СБ) в знак протеста против отказа стран Запада заменить в кресле постоянного члена СБ Тайвань на КНР. Таким образом, в драматические первые дни начала войны СССР не воспользовался правом «вето» при принятии важнейших решений по Корейскому конфликту.

В день начала войны, по инициативе США, было созвано заседание СБ, принявшее резолюцию, осуждавшую агрессию против РК. 27 июня принята вторая резолюция, указывающая на необходимость срочных коллективных мер военного характера, а 7 июля — третья резолюция, предоставлявшая на 90% американским войскам статус «вооруженных сил ООН» с правом использовать флаг Организации, под которым находились военные подразделения 16 стран. Главнокомандующим войск ООН в Корее стал американский генерал Д. Маккартур. 15 сентября «войска ООН» десантировали в тылу главных сил Северной Кореи ударную армейскую группировку. Инициатива перешла к «южанам», которым удалось нанести ощутимый урон северокорейским войскам, и 30 сентября выйти к 38-й параллели. Однако, освободив Южную Корею и тем самым выполнив резолюции СБ, «войска ООН» продолжили наступление на Север. К ноябрю армия КНДР отступила в районы, примыкающие к корейско-китайской границе. Руководство КНР объявило о разрешении китайским «добровольцам» принимать участие в «освободительной борьбе корейского народа». 26 ноября китайские и северокорейские войска перешли в контрнаступление. В декабре была освобождена вся территория КНДР, а 4 января снова взят Сеул. Основной мотивацией КНР для полномасштабного участия в Корейской войне были, конечно, интересы собственной безопасности, поскольку уничтожение КНДР и выход войск США на китайскую границу создавал опасность развития американского наступления на китайскую территорию, поскольку США все еще лелеяли планы установления контроля над материковым Китаем путем активной поддержки режима Чан Кай Ши.

Что касается участия советских военных летчиков-асов на стороне Северной Кореи, то для сокрытия этой информации они должны были общаться в воздухе исключительно на китайском и корейском языках, для чего использовался лишь ограниченный набор команд. Однако в пылу боя летчики часто нарушали эти предписания и переходили на ненормативную русскоязычную лексику, что уже в первых боях раскрыло «секреты Полишинеля». Бытуют легенды, что эти летчики — «китайские добровольцы» — значились под «китайскими» фамилиями типа: Ли Си Цин, Си Ни Цин, Суть Янь Гин. Среди них наиболее прославившийся летчик-ас, герой Японской, Корейской и Вьетнамской войн, Герой Советского Союза, впоследствии генерал-майор авиации Н.Сутягин с конца 60-х годов прошлого века был связан с Украиной: служил начальником Харьковского высшего военного авиационного училища летчиков, в последующем проживал в Киеве, в 1986   г. похоронен на Байковом кладбище.

Успехи армий Севера привели в замешательство администрацию президента США Г.Трумэна, вполне серьезно рассматривалась возможность масштабного применения ядерного оружия. К счастью, этого не произошло, в середине января 1951 г. наступление китайских и северокорейских войск было остановлено. Цена возможной победы могла быть особенно высокой лично для Г. Трумэна в контексте предстоявших президентских выборов в США, в ходе которых республиканский кандидат Д. Эйзенхауэр резко критиковал президента-демократа за провальную политику в Корее. В результате последовавшего очередного наступления «сил ООН» «статус-кво» был восстановлен, противоборствующие силы, как и перед войной, остановились на рубеже 38-й параллели. Цена же этих военных «упражнений» с ничейным результатом была чудовищной — до 4,5 мл. человеческих жизней, третья по числу жертв война в истории человечества.

Хотя СССР официально и не принимал участия в войне, через нее прошло около 40 тыс. советских военнослужащих. Советские авиационные части потеряли 335 самолетов, при этом погибло 120 летчиков. Общие потери страны составили около 320 советских граждан.

После более чем двухлетних переговоров, 27 июля 1953 года, было подписано Соглашение о перемирии, положившее конец Корейской войне, ставшей точкой отсчета раздельного существования двух корейских государств, относящихся к единой цивилизации, имеющих общую историю, культуру и традиции и, вместе с тем, являющихся идеологическими, политическими и социально-экономическими антиподами. К сожалению, Соглашение о перемирии до сих пор не трансформировалось в Мирный договор, что юридически не ставит окончательной точки в Корейской войне. Наоборот, за прошедшие 60 лет сформировался целый комплекс проблем в субрегионе, которые, в целом, можно охарактеризовать как «Корейскую проблему», являющуюся сегодня главной угрозой региональной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и представляющую значительную угрозу глобальной безопасности.

Главным последствием Корейской войны стало закрепление разделения корейского народа и формирование двух формально независимых корейских государств, каждое из которых становилось частью одного из двух противостоящих военно-политических блоков холодной войны. Отсутствие же Мирного договора об окончании Корейской войны и сегодня является одним из главных препятствий полномасштабного урегулирования на полуострове и формирования системы коллективной безопасности в АТР.

Игорь ЛОССОВСКИЙ, Чрезвычайный и Полномочный Посол, кандидат физико-математических наук
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ