Можно справедливо предположить, что если бы Грузия была членом НАТО, та ракета, которая упала вечером 6 августа на село Цителубани, не была бы выпущена. Россия считает, что и сейчас, и прежде грузины придумывали сказки о бомбардировках или даже сами сбрасывали бомбы, чтобы заручиться сочувствием Запада. Грузия заявляет, что два российских штурмовика Су-24 вторглись в ее воздушное пространство со стороны России, произвели пуск ракеты «Радуга» Х-58 класса «воздух-земля» (которая не разорвалась), а затем вернулись обратно.
Россия утверждает, что ничего подобного не было. Конечно, теоретически вполне возможно, что Грузия занимается изощренным надувательством, рассказывая о таинственных самолетах, подброшенных остатках ракеты, фальшивых журналах записей в радиолокационных подразделениях и устраивая дипломатические спектакли.
Но вряд ли это надувательство. В конце концов, было бы крайне трудно скрыть этот трюк от многочисленных американских и прочих иностранных военных советников, работающих в этой стране. Если Грузия хочет убедить не испытывающие энтузиазма по поводу ее вступления страны НАТО, подобные Германии, что альянсу нужно расширяться, то она должна проявлять ответственность, а не заниматься трюкачеством. Михаил Саакашвили и его правительство именно такую ответственность и проявляют, и фальсификация здесь ни при чем.
Более того, если это нападение было подстроено в целях усиления внешней поддержки Грузии, то оно совершенно не достигло своей цели. В марте таинственные вертолеты нанесли ночью ракетный удар по правительственным зданиям в селах Кодорского ущелья. Это район самопровозглашенной Абхазии, где Грузия восстановила свое правление. Но западная реакция была практически не слышна.
Расследовать обстоятельства этого удара, когда по счастливой случайности никто не погиб, поручили миссии наблюдателей ООН в Грузии, которая следит за тем, как российские «миротворцы» действуют в Абхазии. Бюрократы из этой миссии три месяца листали бумаги, а потом представили слабый и неубедительный отчет.
На кого бы ни было нацелено последнее, кажущееся неудачным, нападение, оно также не вызвало сколь-либо заметной тревоги со стороны Запада. Отсутствие поддержки Грузии можно объяснить тем, что сейчас август, и большая часть принимающих решения руководителей находится в отпусках. Но если и во второй раз станет ясно, что Грузия оказалась в изоляции, то Кремль истолкует такое равнодушие как выгодный для себя сигнал о том, что он может продолжать свои авантюры в этом регионе.
Не исключено, что Россия хочет сорвать новые и довольно успешные попытки Тбилиси по реинтеграции меньшей по территории самопровозглашенной республики Южная Осетия. Существующее там параллельно прогрузинское правительство заставляет поддерживаемую Кремлем южноосетинскую администрацию довольно сильно нервничать.
Какова бы ни была цель, за нее приходится дорого платить. Таинственные авианалеты, происходящие совсем недалеко от олимпийского города Сочи, вряд ли способствуют формированию того впечатления стабильности и надежности, которое пытается произвести Россия. Как и в случае со многими другими событиями на Кавказе, этот инцидент, возможно, объясняется внутренней кремлевской борьбой за власть, а отнюдь не геополитикой или дипломатией.
Однако главный урок заключается в том, что Грузии скорее раньше, чем позже, надо вступать в НАТО. Даже самый сумасшедший русский согласится с тем, что, находясь в рядах альянса, Грузия не будет испытывать потребности бомбить сама себя. Расширение НАТО ведет к укреплению стабильности. Об этом свидетельствует история балтийских государств, которые, несмотря на резкие возражения России, вступили в альянс в 2004 году. Ни один из прогнозов Москвы по поводу негативных последствий расширения НАТО в пределах бывшего Советского Союза не оправдался. Балтийский регион сегодня более стабилен, чем раньше (он был бы еще более стабилен, если бы в НАТО вступили также Финляндия и Швеция).
Если Грузия будет в НАТО, России вряд ли захочется ее бомбить. Одно дело — запугивать своего соседа, не обеспеченного механизмами защиты. Совсем другое — толкать и пинать того, кто прикрыт щитом западной системы безопасности (и вносит в нее свой вклад), каким бы растянутым и слабым этот щит не казался.