Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Предательство революции

23 мая, 2005 - 21:35
«ИНОСТРАННОЕ» РАЗОЧАРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЯМИ НОВОЙ ВЛАСТИ ПОСТОЯННО ВОЗРАСТАЕТ. СНАЧАЛА СВОЮ КРИТИКУ ОТНОСИТЕЛЬНО НЕПРОДУМАННОЙ РЕПРИВАТИЗАЦИИ ВЫСКАЗАЛ СОВЕТНИК ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ БОРИС НЕМЦОВ (НА ФОТО — СПРАВА). ТЕПЕРЬ ЗАМЕЧАНИЯ ЗВУЧАТ ОТ АНДЕРСА ОСЛУНДА (НА ФОТО — СЛЕВА) / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

Оранжевая революция» в Украине была вдохновляющим и радостным событием. Это была классическая либеральная революция — народное выступление за свободу и демократию, против коррупции. Виктор Ющенко стал демократически избранным президентом, обещая освободить страну от страха и мздоимства.

К сожалению, новое украинское правительство во главе с Юлией Тимошенко — еще одной героиней революции — неожиданно выбрало экономический курс, который выглядит по сути социалистическим и популистским. Результаты этого сказались немедленно: если в прошлом году темпы роста в Украине составили 12%, то за первые четыре месяца этого года они резко снизились — до 5%, а инфляция выросла до 15%. Почему ситуация настолько ухудшилась, да еще так быстро?

Самый тяжелый удар по экономике нанесли неясно сформулированные планы правительства в области реприватизации. В ходе предвыборной кампании Ющенко выступал за ренационализацию крупнейшего в стране металлургического комбината «Криворожсталь», за которой должна была последовать его повторная приватизация. Целью этой меры являлся пересмотр результатов прошлогодней «полюбовной» сделки, в результате которой комбинат был продан двум крупнейшим украинским олигархам. Новое правительство немедленно предприняло шаги по возвращению «Криворожстали», однако владельцы подали иск в Европейский суд, где его рассмотрение, скорее всего, затянется надолго.

Высокопоставленные украинские чиновники уже несколько месяцев публично обсуждают вопрос о количестве приватизационных сделок, подлежащих отмене, — называются цифры от 29 до 3000 — и каким образом этот пересмотр должен осуществляться. Многие предприятия правительство пытается вернуть государству через суд; кроме того, оно разработало чрезвычайно широко сформулированный законопроект, который во многом аннулирует результаты приватизации в Украине. Спор может разрешить только парламент, но его раздирают фракционные разногласия, и на принятие решения депутатам потребуется не один месяц, если они вообще смогут его принять.

Тем временем, права собственников тысяч предприятий оказались в «подвешенном состоянии». В Киеве множатся слухи о том, что олигархи, связанные с прежним режимом, пытаются продать свои предприятия российским бизнесменам и готовятся бежать из страны. Инвесторы, естественно, приостанавливают капиталовложения, и экономический рост резко замедлился.

Хуже того, на пост главы Фонда госимущества назначена представительница Социалистической партии, которая в принципе является противником приватизации. Недавно она публично задала риторический вопрос: «А что плохого в ренационализации?» В недавнем интервью одной газете эту точку зрения поддержала сама Тимошенко: «Крупнейшие предприятия, где легко можно наладить эффективное управление, не следует приватизировать: они могут принести своему собственнику — государству — потрясающие прибыли». Все это напоминает концепцию государственного капитализма.

Прежний режим удвоил пенсии, и теперь Украина имеет самую высокую в мире долю расходов на пенсионное обеспечение по отношению к объему национального дохода. Новое украинское правительство лишь усугубило это финансовое бремя, повысив зарплаты бюджетникам на целых 57%.

Для финансирования этих и других значительных социальных расходов правительство отчаянно пытается повысить доходы бюджета. Оно приняло разумное решение об отмене многочисленных и необоснованных налоговых льгот, но общее налоговое бремя в стране резко усилилось. В то же время Ющенко продолжает говорить о грядущем радикальном сокращении налогов.

Невероятно, но факт: новый режим, пришедший к власти благодаря поддержке среднего класса и малого бизнеса, отменил систему упрощенного налогообложения, соответствовавшую интересам этих социальных групп. В результате десятки тысяч мелких предпринимателей вынуждены закрывать свой бизнес, а другие перемещаются в сферу «теневой экономики».

Реформаторы давно уже требуют ликвидировать налоговую полицию, печально известную своим произволом, и заставить налоговые органы подчиняться требованиям закона. Однако Тимошенко одобрительно отзывается о деятельности налоговой полиции, и заявила, что деятельность региональных губернаторов будет оцениваться по их способности собирать налоги. Из-за роста государственных расходов в стране резко повысилась инфляция. Нефтяные компании, принадлежащие в основном россиянам, из-за роста цен на мировых рынках повысили цены на свою продукцию. Тимошенко ввела жесткое регулирование цен на бензин, и вынудила государственные нефтяные фирмы продавать его по ценам ниже рыночных. Неудивительно, что в результате поставки нефти в страну сократились, и возник дефицит бензина. Она также пытается контролировать цены на мясо, которое в результате начало исчезать с прилавков. Меры по регулированию цен сопровождаются оскорблениями в адрес частных производителей; деятельность государственных предприятий, напротив, всячески превозносится.

Тимошенко уже не говорит о реформировании государственных монополий, а только об их укреплении. В качестве дополнительного источника доходов бюджета за счет прибылей частного сектора она намеревалась в два раза увеличить тарифы на железнодорожные перевозки металлургической продукции, но в конечном итоге милостиво согласилась на пятидесятипроцентное повышение.

Нынешняя политика правительства полностью противоречит заявлениям, делавшимся в ходе оранжевой революции. Тем не менее, этот разрыв сохраняется. В передовой статье о первых 100 днях президентства Ющенко англоязычная газета Kiev Post отмечает: «Пока Ющенко за границей делает благие заявления, остальные члены руководства, судя по всему, не следуют его указаниям».

Официально эти популистские меры оправдываются необходимостью укрепить популярность Тимошенко перед парламентскими выборами в марте будущего года. Однако и сами украинцы, и зарубежные друзья этой страны ждут объяснений, что происходит.

Андерс ОСЛУНД — директор программы по изучению России и Евразии Фонда Карнеги за международный мир.

The Washington Post, США Андерс ОСЛУНД, 18 мая 2005. Перевод ИносСМИ.Ru
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ