Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ПРО-крики Москвы

12 марта, 2007 - 19:54

Реакция России на обсуждение Польшей, Чехией и Соединенными Штатами размещения в Европе системы противоракетной обороны кого угодно может привести в замешательство. Немало слов, сказанных на днях — например, неприкрытая угроза генерал-лейтенанта Игоря Хворова направить на европейские объекты противоракетной обороны российские бомбардировщики, или исходившие от других представителей России намеки на разрыв Договора РСМД 1987 года, по которому были уничтожены ядерные ракеты средней и малой дальности — это не что иное, как откат в эру, которая осталась в прошлом и должна оставаться там и впредь.

Москва должна ясно понять, что оборонительные объекты, о размещении которых идет речь, будут направлены против угрозы, возникающей со стороны Ирана. Вряд ли российские стратеги настолько слабо разбираются в физике и географии, что не понимают, что радар в Чехии, направленный на юг, и десяток противоракет в Польше не представляют собой никакой угрозы для российских сил ядерного сдерживания, в которые входят тысячи боеголовок. Противоракеты, размещенные в Польше, физически неспособны перехватывать российские ракеты, направленные на Северную Америку. Российские ракеты слишком быстро летят, и на догонном курсе у оборонительных перехватчиков против них нет шансов. Что же касается защиты Европы от нападения со стороны России, то они не смогут выйти из шахт достаточно быстро, чтобы такое нападение предотвратить, даже если радар будет направлен к России — а он туда направлен не будет. Радар не сможет вовремя засечь российские ракеты и, опять же, перехватчикам придется работать не на встречном, а на догонном курсе. Иными словами, яснее ясного, что система, которую предлагается разместить в Польше и Чехии, предназначена для защиты от Ирана, а не от России. В этом не может быть никаких сомнений.

В отличие от стран НАТО, которые только начали разрабатывать системы противоракетной обороны, у России уже давно есть собственная система защиты от баллистических ракет, установленная вокруг столицы, что заставляет еще больше задуматься об истинных мотивах российских протестов. Более того, Кремль уже не первый день активно сотрудничает с НАТО в вопросе противоракетной обороны на оперативно-стратегическом уровне. Альянс и Россия не раз проводили комплексное моделирование и имитации пусков, делясь опытом о способах защиты от ракет ближнего радиуса действия. В рамках деятельности Совета Россия — НАТО между ними проводились совместные учения и вырабатывались механизмы оперативного управления, позволяющие совместно — российские войска работали бок о бок с натовскими — организовывать территориальную оборону от ракетного нападения. Более того, НАТО постоянно предлагает России возможность все более активно участвовать в организации противоракетной обороны, и, если не считать риторики последних дней, отношения между ними отнюдь не напоминают отношения противников; очень позитивные, дружеские отношения.

Именно поэтому было мнение, что система противоракетной обороны, о размещении которой говорят Польша, Чехия и Соединенные Штаты, не то что не вызовет никаких противоречий, а, наоборот, будет встречена одобрительно, и Россией в том числе. Казалось бы, ядерные амбиции Ирана и невыполнение им резолюций Совета Безопасности ООН, одним из постоянных членов которого является Россия, вместе с активной программой ракетных испытаний и планов «запустить спутник» на многотонной ракете, должны рассматриваться как достаточные причины для международного сотрудничества по защите от этих планов.

У Ирана уже сегодня есть немного баллистических ракет, способных поразить территорию некоторых членов НАТО, и не вызывает сомнений, что он хочет добиться возможности держать под прицелом всю Европу и Северную Америку. Беспокоит уже то, что Иран, проводя опасную ядерную программу, испытывает еще и ракеты, но самое опасное — это его агрессивное поведение.

Не далее как этим летом террористическая группировка «Хизбалла» начала «выгружать» поставленные ей Ираном ракеты на израильские города. Сегодня есть неопровержимые доказательства того, что Иран поставляет иракским террористам самое современное оружие: это и современная взрывчатка иранского производства, захваченная в арсеналах боевиков; также в Ираке было захвачено несколько иранских эмиссаров.

Сегодня нам приходится работать с поистине гремучей смесью: президент Махмуд Ахмадинежад питает враждебное отношение к Израилю и вообще к Западу; иранские военные оказывают существенную поддержку террористическим группировкам; раскручиваются ядерные центрифуги; проводятся испытания ракет. Какие еще причины нужны, чтобы дружественные страны работали вместе и старались эффективно защитить своих граждан?

Преимущества системы, предлагаемой к размещению в Европе, состоят в том, что ее возможности четко рассчитаны, она занимает мало места и может быть развернута достаточно быстро. Эта техника уже не раз проверена, надежность ее доказана. Собственно, такую же систему США уже развернули против Северной Кореи. При том же подходе — строительство радиолокационной станции, размещение десятка противоракет и объединение системы с сетью связи, включающей несколько других стран НАТО — такая система обеспечит оборону Европы и усилит обороноспособность Северной Америки против ракет дальнего радиуса действия, запускаемых с Ближнего Востока.

Кроме того, ракетный щит над Европой сохранит и усилит солидарность Альянса перед лицом существующих и растущих угроз. Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер уже не раз подчеркивал, что безопасность Альянса «неделима». Хорошо, что у каких-то стран НАТО — у тех же США, например — противоракетный щит уже есть. Разве все их партнеры по НАТО не заслуживают того же?

Хотя НАТО потратила на общий план защиты европейского континента в случае различных сценариев ракетного нападения уже много времени и усилий, пока что эта организация выбрала в качестве главного приложения усилий ракеты малого радиуса действия. На недавнем саммите в столице Латвии Риге НАТО подписала первый контракт на развертывание надежной мобильной системы обороны от таких ракет, которые, кстати, уже стоят на вооружении Ирана. Чешско-польско-американская инициатива, конечно, шире и сама по себе не является частью натовской программы, но она, тем не менее, заполнит брешь и создаст системы защиты от ракет большей дальности. Когда ее интегрируют с программами противоракетной обороны НАТО, у Европы появится действительно «эшелонированная» оборонительная система.

Вместо того, чтобы ссориться между собой по поводу противоракетной обороны, политикам следовало бы сосредоточиться и внимательно взглянуть на реальную угрозу безопасности — поведение Ирана, Северной Кореи и других деструктивных режимов. В случае Ирана Россия может сыграть решающую роль, если прекратит поставлять технику, которую можно применить в беспокоящих Запад ядерных программах, и продолжит решительно поддерживать позицию Совета Безопасности ООН.

У каждой страны есть неотъемлемое право себя защищать. Более того, это обязанность любого демократического правительства. Если русские нам помогут, то система противоракетной обороны станет не единственной и не последней линией защиты от Ирана.

Маршалл БЕЛЛИНГСЛИ — бывший помощник генерального секретаря НАТО, бывший председатель рабочей группы по оперативно-стратегической противоракетной обороне (ПРО ТВД) при Совете Россия — НАТО

Маршалл БИЛЛИНГСЛИ, The Wall Street Journal, 7 марта 2007, перевод ИноСМИ.Ru
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ