Украинская государственность столкнулась с суровыми вызовами современности. Созданная и апробированная в ходе «арабской весны» концепция нового способа ведения войны нагло применяется Российской Федерацией на юго-востоке против нашей страны.
Условиями, способствовавшими развязыванию такой террористической войны, стали: внутренняя политическая нестабильность; высокий уровень влияния СМИ России на население в регионе страны и низкий уровень жизни граждан; популистский подход военно-политического руководства государства к принципам комплектования и содержания армии; отсутствие в государстве (регионе) эффективной системы территориальной обороны и боеспособных соединений и частей Вооруженных сил.
На этом фоне искусственно создана междунациональная истерия, которая вначале обеспечивается мощной работой СМИ и финансами, наемниками с оружием и инструкторами, а затем и боевой техникой, и профессиональными военными. Война ведется с помощью дешевой массовой силы — местных радикалов, люмпенов и других криминальных элементов Донецкого региона, диверсионно-разведывательных групп, бывших и кадровых военных ВС РФ, казаков и наемников с Кавказа и других нестабильных регионов мира.
Для информации: целью террористической войны является не завоевание, а разрушение, экономическое уничтожение страны. Разрушенная страна является приемлемой целью, чтобы эта территория стала ничейной территорией хаоса. Победа в этой войне — продолжительная нестабильность и непрерывный процесс войны. Что со временем должно предоставить возможность «модератору войны» получить одобрение мирового сообщества на роль миротворца. В современных условиях террористическая война — наиболее быстрый и дешевый способ уничтожения страны или полного подчинения ее чужим интересам.
Террористические армии дешевые, довольно многочисленные, а главное — эффективные, поскольку не должны придерживаться собственных юридических норм и международных соглашений. Такая армия никому не принадлежат, в связи с этим нет возможности нанести ответный удар по агрессору. Она экономически выгодна — тысяча быстро подготовленных боевиков «стоит дешевле» десятка подготовленных солдат, вооруженных современными средствами для ведения боя. «Модератор войны» не несет моральной и правовой ответственности за смерть наемников и бандитов. Низкий уровень жизни в смежных странах приводит к снижению стоимости боевиков, поэтому расходы на их «содержание» незначительны.
Сложность ведения террористической войны заключается в том, что в ходе обычной войны армия воюет против армии, а в террористической войне боевики под лозунгами защиты прав части населения региона воюют на их территории именно с их государственностью. Что, по сути, является войной против этого же населения. В таких условиях, когда часть обманутого населения поддерживает боевиков, ни одна армия защитить такую территорию государства от бандформирований без нанесения потерь и ущерба своему населению не в состоянии. Там, где вооруженные силы самостоятельно уничтожают боевиков, города и поселки разрушаются и погибает мирное население, что способствует усилению боевиков и приближает их к намеченной «модератором» цели — разрушению страны.
По оценкам военных специалистов, развитие последующих событий на юго-востоке будет требовать от Украины прежде всего проведения решительных военных действий по действенному перекрытию госграницы и уничтожению крупных бандитских формирований. Эту задачу предусматривается решить в течение ближайших месяцев. Однако при любом варианте развития событий не избежать процесса создания в Луганской и Донецкой областях — территориях, насыщенных оружием и радикальными элементами, и других регионах страны значительного количества мелких отрядов для осуществления диверсионно-террористических актов по типу ведения «партизанских войн». Об осуществлении такой подготовки российскими спецслужбами свидетельствует тот объем спрятанного оружия на территориях, которые освобождаются от бандитов.
При таких условиях, учитывая мировой опыт ведения антитеррористической борьбы, известно, что даже 10—15 вооруженных боевиков, захвативших в заложники жителей населенного пункта, уничтожаются в течение длительного времени практически всеми антитеррористическими силами государства. Если таких групп будет действовать в разных регионах страны одновременно десять и более, то они способны на длительное время парализовать значительный регион или государство в целом, подвергая опасности жизни значительного количества населения, — к тому же, без разрушения объекта их нападения боевиков уничтожить, как правило, невозможно. Под ударом боевиков оказываются безоружные граждане, то есть целью их действий является террор местного населения и разрушение инфраструктуры города (поселка), создание невыносимых условий для возмущения общественности страны и международной дискредитации государства.
Мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективный вариант решения этой проблемы заключается в самозащите населенных пунктов, наличии в них военизированных отрядов самообороны. Только немедленные действия в реальном времени местных отрядов самообороны, опирающиеся на поддержку воинских частей государства, способны обеспечить широкую защиту жителей и своих населенных пунктов от массированных атак отрядов террористов и бандитских формирований. Другие варианты ведения борьбы стран с подобными явлениями имеют только негативный мировой опыт. Решение этого вопроса возможно только через соответствующую организацию территориальной обороны государства.
МЕСТО ВООРУЖЕННЫХ СИЛ В СИСТЕМЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА
События на юге и востоке Украины затрагивают в обществе вопрос переоценки взглядов на эффективность взятого в начале века политического курса по перестройке национального войска, когда главным приоритетом при проведении реформ Вооруженных сил Украины считалось создание малочисленной, профессиональной, мобильной армии в составе передовых сил обороны, основных сил обороны и стратегических резервов (требования государственных программ развития Вооруженных сил Украины на период до 2005 года и в 2006 — 2011 гг., «Белая книга»). На наш взгляд, следует считать такой подход к перестройке войска ошибочным. А еще большей ошибкой стала бы реализация авантюрного решения о его общей численности в 80 тыс. человек. Все военные конфликты являются неповторимыми, несмотря на схожесть, поэтому нельзя формировать стратегию развития ВС государства в зависимости от особенностей ведения военных действий одного опыта. Передовые страны мира имеют разнообразные подходы к формированию и содержанию вооруженных сил, но их главным преимуществом является не способ содержания войска (из опыта любого конфликта), а практичность и системность в решении вопросов обороны государства. А также неуклонная, логическая завершенность спланированных мероприятий, которые основываются на возможностях экономики и политической воли национальной элиты и членстве в военно-политическом союзе. К сожалению, с формированием Вооруженных сил Украины такого не произошло. Поэтому проблемы защиты Украинского государства заключаются не в ошибочности курса формирования ВС Украины, а в длительном пренебрежительном отношении правительства страны к системному поддержанию обороноспособности государства. Отсутствие необходимого уровня экономического обеспечения армии и легкомысленное, обычно популистское вмешательство политической элиты в ход этого важного государственного процесса, что побуждало военное руководство ВСУ к безответственным практическим шагам по выполнению мероприятий государственных программ развития Вооруженных сил Украины, иногда даже вредных действий в угоду политикам.
Уровень угроз национальной безопасности — один из главных факторов, влияющих на формат содержания регулярной армии. Поэтому когда в мирные времена боеспособность вооруженных сил снижается, как правило, за счет уменьшения их численности, то актуальность территориальной обороны страны должна значительно повышаться и усиливаться. Необходимо отметить, что сохранение оборонных возможностей заключается в рациональном сочетании именно этих, взаимосвязанных составляющих обороноспособности государства, реализация которых опирается на национально-исторические и социально-экономические возможности. Безусловно, стержнем обороны Украины были и будут Вооруженные силы. Но чем армия становится дороже для бюджета, то есть боле высокотехнологической, мобильной, профессиональной (контрактной), но вследствие значительных затрат небольшой по численности, тем крепче должна быть государственная политика в сфере территориальной обороны.
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБОРОНА В ДРУГИХ СТРАНАХ МИРА
Усовершенствование системы территориальной обороны Украины, по убеждению специалистов, видится одним из самых экономичных и целесообразных резервов поддержания обороноспособности государства. Согласно мировому опыту, страны (за исключением США), которые не способны сдерживать агрессию сильного противника армией мирного времени, сохраняют мощную возможность активно защищать свой суверенитет за счет усиления потенциала регулярных войск силами местной (территориальной) обороны. Подготовка такой обороны предоставляет ряд преимуществ перед другими способами подготовки государства к обороне. В частности, по оценкам экспертов, содержание сил территориальной обороны обходится для государства значительно дешевле, чем постоянное содержание значительного количества современных регулярных войск, например: в США — в шесть раз, в Дании и ФРГ — в десять раз.
В последнее время раздаются призывы к коренному изменению модели формирования ВС Украины, «убедительно» приводятся преимущества примеров из опыта существования армий других стран мира, например США, ФРГ, Швейцарии или Израиля. Однако логично было бы внимательно проанализировать проблемы национального опыта реформирования ВС Украины и подготовки сил территориальной обороны государства в 1993—2013 гг. и определиться с главным политическим принципом обеспечения обороноспособности государства — военно-политическим союзом, а уже потом примерять «ту или иную рубашку».
Развитые страны мира реализуют национальную политику по организации и подготовке к территориальной обороне, опираясь на обособление принципов и требований, а именно — с учетом своего геостратегического положения и коллективных систем безопасности, в соответствии с размерами территории и состоянием ее оперативного оборудования, в зависимости от демографических и финансово-экономических возможностей, а также опираясь на государственный национализм и национально-исторические традиции, менталитет населения.
Для информации: Швейцария и Израиль содержат армии, действующие на принципах общей воинской повинности. Все мужчины в возрасте от 19 до 50 лет проходят военную (альтернативную) службу. Малая часть регулярного профессионального войска содержит современную технику и вооружение, планово осуществляет подготовку значительного количества резервистов, которые содержатся по принципу милицейской системы и хранят при себе легкое стрелковое вооружение, боезапасы и снаряжение. То есть эти страны благодаря национально-историческим особенностям построили национальные регулярные армии для ведения обороны, в том числе территориальной. Но они особым образом эффективно содержат 95—98% личного состава войска в резерве. Это страны с тотальной системой общей воинской повинности граждан.
ФРГ содержит многочисленную регулярную армию, которая комплектуется по смешанному принципу, а именно: по свободному найму — регулярные войска, по призыву — войска территориальной обороны, срочная служба в которых составляет до шести месяцев, дальше служба в резерве. Организационная структура Войск территориальной обороны (ТрО) соответствует военно-административному разделению страны. 10 % войск ТрО содержатся на постоянной основе (по свободному найму), остальные поступают по мобилизации. Главная задача войск ТрО — подготовка резерва для армии, формирование боевых частей для сухопутных войск, ведение территориальной обороны государства.
США удерживают большую по численности Национальную гвардию. Крепкий военный и правоохранительный институт, который выполняет задачи по обеспечению национальной безопасности в составе армии и представляют собой организованный резерв вооруженных сил США. Гвардия имеет составляющие компоненты на территории всех штатов и подчинена губернаторам (существует подчинение федеральным органам власти). Комплектуется военнослужащими на добровольной основе, которые проходят мотивированную службу в резерве и могут быть призваны на действительную службу по приказу губернаторов или военного командования. Законодательством Гвардия наделена правом выполнять задачи по обеспечению безопасности как в военной, так и в гражданской сферах.
Разнообразие подходов к решению задач по формированию сил и средств территориальной обороны в передовых странах мира несколько отличаются, но существуют определенные принципиально похожие позиции:
— территориальные войска — это составляющая или главная часть регулярной армии;
— содержание территориальных войск дешевле, чем регулярных, однако не бесплатное; главная нагрузка на государственный бюджет, частичная — на местный;
— полная или частичная мобилизация резервистов осуществляется в угрожающий период или с объявлением военного положения (кроме США, где приведение войск территориальной обороны в боевую готовность осуществляется на местном уровне);
— *преимущественно свободный доступ к оружию, которое хранится дома или на предприятии (складе) рядом с местом жительства, что позволяет иметь высокую степень готовности к действиям. В основе этого решающего политического вопроса заключается высокий уровень доверия центральных органов государственной власти к гражданам страны;
— *идеологическая база привлечения людей к участию в территориальной обороне своего государства, основой которой является национализм или государственный национализм, то есть добровольное народное движение, а не обязательство граждан перед законом.
Последние два* принципиальных рычага имеют фундаментальное значение для эффективности любой модели территориальной обороны государства.
Для информации: главной преградой в вопросе свободного доступа к оружию является то, что государство сталкивается с проблемой опасности выдачи оружия значительной части населения страны, особенно на территории, где наблюдаются сепаратистские настроения.
СОСТОЯНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ В УКРАИНЕ
В Украине правовой основой для урегулирования территориальной обороны существуют требования Военной доктрины и Закона Украины «Об обороне Украины» от 6.12.1991 № 1932, где в ст. 18, разделе ІІІ «Территориальная оборона. Гражданская защита» предусмотрены требования к Кабинету Министров Украины — разработать и утвердить Положение о территориальной обороне Украины. Но, к сожалению, эта задача выполнялась декларативно. Ответственность за проведение территориальной обороны была полностью возложена Генеральным штабом на командование Сухопутных войск ВС Украины, которое воспринимало эту задачу как дополнительный груз. Поэтому Положение ими несколько раз переделывалось в интересах уменьшения объема выполнения заданий по формированию сил и средств, пока в 2002 году по предоставлению Генерального штаба ВСУ в целом не были ликвидированы планы развертывания всех бригад территориальной обороны, которые были предназначены для защиты населения и объектов местной инфраструктуры.
Однако в течение последнего десятилетия ВС Украины активно (иногда бессмысленно) сокращались и осуществляли подготовку к ведению пограничного военного конфликта (не войны!) только на одном оперативно-стратегическом направлении и уже без использования сил территориальной обороны. Несмотря даже на то, что тематика ежегодных стратегических учений (военной игры) ГШ ВС Украины начиналась именно с ведения борьбы против незаконных вооруженных формирований и диверсионных групп врага в определенном пограничном регионе страны. Однако военное руководство Вооруженных сил не относилось ответственно к практике создания сил и средств ведения территориальной обороны в ходе учений, а предусматривало «оперативный прыжок во времени» и в последующем прорабатывало только вопрос по осуществлению отпора вторжению ограниченного военного контингента соседнего государства. В ходе ведения этих учений в стороне оставались и вопросы относительно охраны объектов и коммуникаций тыла действующей армии, ведения территориальной обороны государства в особый период.
Учения по территориальной обороне проводились отдельно по решению ГШ ВСУ и только штабные. К таким учениям привлекались оперативные группы представителей МВД, других военных формирований государства и оборонного управления Кабинета министров. В ходе этих учений выяснялось, что реальные силы и средства для активного ведения обороны территории в составе ВС Украины и в целом в государства отсутствуют. Поэтому представителям силовых ведомств предоставляли рекомендации по формированию сведенных отрядов внутренних войск, милиции, СБУ, пограничных войск, или создавались другие виртуальные формирования сил и средств для ведения обороны на период таких учений.
С началом дестабилизации ситуации на Донбассе возникла неотложная потребность в войсках территориальной обороны и пересмотре «беззубого» Положения о территориальной обороне Украины, в котором Генштабом уже предусматривалось формирование в областях батальонов численностью 420 человек. Такое Положение было утверждено только в начале мая 2014 года. Поэтому выполнение решения и.о. Президента Украины относительно мобилизации батальонов территориальной обороны (дальше — батальоны ТрО) было завершено только в середине июня. Что не предоставило своевременной, а следовательно действенной помощи войсковикам с началом выполнения задач АТО (в марте-мае). Практика развертывания батальонов ТрО засвидетельствовала, что батальон на область (регион) — это, безусловно, лучше, чем ничего, но мало для ведения территориальной обороны в регионах и предоставления помощи силам, которые задействованы в АТО.
Решительно усилить действенность батальонов ТрО, а главное — укрепить обороноспособность государства в целом на фоне длительной угрозы вторжения войск РФ помогло бы формирование ГШ ВСУ хотя бы одного стратегического резерва — армейского корпуса с численностью личного состава 30—40 тыс. Но шестой месяц подряд, несмотря на острую потребность государства в таком формировании для массированного ведения боевых действий в зоне АТО, действенного перекрытия границы и изоляции районов боевых действий не произошло. Однако военно-политическое руководство пытается провести АТО (по сути, осуществляет мероприятия территориальной обороны государства!) силами комплекта соединений и частей ВСУ мирного времени, недостаточно вооруженной Нацгвардии и волонтерских батальонов.
Продолжение читайте в следующих выпусках «Дня»