События в Грузии по вполне понятным причинам вызвали большой интерес в первую очередь в соседних странах. Телевидение, пресса уделяли происходящему на проспекте Шота Руставели в Тбилиси большое внимание, хотя выводы различались в широком диапазоне. Российские СМИ и здесь оказались впереди всей планеты. Страсти начали нагнетаться задолго до митинга оппозиции, начавшегося 2 ноября. И хотя оппозиция с самого начала позиционировала себя как сила антироссийская, это, в отличие от других подобных событий, не только не уменьшила московского интереса, а наоборот, его еще больше подхлестнула. Странная сложилась ситуация: в Москве желали успеха крайне антироссийским политическим силам.
ПЛАНИРУЕМЫЕ СОВПАДЕНИЯ
За душераздирающими картинками на экранах разгона оппозиции в Тбилиси как-то остались незамеченными события, происходившие вокруг Грузии. Почти шесть дней власть практически не обращала внимания на митингующих и протестный потенциал начал резко снижаться. Во всяком случае количественно. Число людей на центральной магистрали Тбилиси стремительно уменьшалось. И вот-вот протесты грозили сойти на нет. Однако информационное обеспечение действий оппозиции раскручивалось на российских каналах в обратной пропорции. Причем материалы о происходящем подбирались соответствующим образом, а видеоряд дополнялся исключительно вставками из оппозиционных каналов. Естественно, что в них не нашлось места митингам сторонников власти. Со слезами умиления на канале РТР рассказывали, как грузинские артисты песнями и танцами подбадривают оппозиционеров, но никто и словом не обмолвился о не менее грандиозном митинге в поддержку Саакашвили, на котором выступали не менее выдающиеся артисты, в частности, Вахтанг Кикабидзе. Не говоря уже о том, что в цифровой эквилибристике московские пропагандисты запутались окончательно. То у них на проспекте собралось 100 тыс. человек, хотя это невозможно чисто физически, то 20. Когда 3 тысячи собравшихся называют человеческим морем, а картинку дают из событий 2003 г., то остается только развести руками. Как показывают реальные социологические опросы, команда Саакашвили пользуется безусловной поддержкой тех, кому меньше 35 лет. Люди, которым от 35 до 45 лет практически поделены пополам. Среди тех, кому за 45 — больше критически настроенных граждан. Эта часть людей категорически не воспринимает идею личной ответственности и не в состоянии отказаться от патернализма со стороны государства.
Серьезный анализ событий и причин противостояния в Тбилиси практически отсутствовал. А ведь за оппозиционностью главного финансиста оппозиции Бадри (Аркадия) Патаркацишвили стоят вполне конкретные коммерческие интересы. Он сильно обижен на нынешнюю грузинскую власть, которая лишила его преференций при ведении бизнеса в Грузии и посоветовала ему вести дела, так сказать, на общих основаниях. А здесь борец с Саакашвили вступил в единоборство с российским капиталом, который, несмотря на американизм власти, сплошь скупает грузинские предприятия. И Бадри сложно при всех своих богатствах бороться с крупными московскими компаниями. И вообще чем больше в Первопрестольной ругают американских ставленников в Грузии или странах Балтии, тем лучше себя там чувствует российский капитал. Бадри поклялся потратить последний лари на свержение Саакашвили, то тут ему придется столкнуться с тем, что многие в Москве с ним категорически не согласятся.
Практически синхронно с митингами оппозиции происходило очередное обострение российско- грузинских отношений. В начале ноября были столкновения в селе Ганмухури на административной границе с Абхазией. Тбилиси объявил командующего Коллективными силами СНГ по поддержанию мира в регионе российского генерала Сергея Чабана персоной нон грата и пытается добиться его отзыва в Россию. Одновременно в Сухуми прошла встреча лидеров трех непризнанных республик — Сергея Багапша (Абхазия), Эдуарда Кокойты (Южная Осетия) и Игоря Смирнова (Приднестровье). Они вновь обвинили президента Михаила Саакашвили в эскалации напряженности и в наращивании экономического и силового давления на автономии- «государства».
И именно в тот момент, когда в Грузии и вокруг нее обострилась ситуация, Северо-Кавказский военный округ и Черноморский флот проводят масштабные учения «Кавказский рубеж- 2007». Конечно, как заявили высокопоставленные российские военные, планировались они давно. Только верится в такое с трудом. Начнем с того, что учения, заявленные как антитеррористические, на таковые совершенно не похожи. С террористами таким большим количеством бронетехники в условиях горной местности борьбу не ведут. Тем более настораживает активное участие кораблей Черноморского флота в этих учениях. Как сообщили в Москве, на море отрабатывались стрельбы бортовыми системами по воздушным целям и совместное маневрирование кораблей, а также противодействие штурмовой авиации условного противника. Напомним, что учения антитеррористические, значит готовились встретить террористов имеющих авиацию, корабли, танки, бронетехнику и полный комплект современного вооружения. О спутниках и ракетах пока разговоров не было, но все еще впереди.
Хотя учения планировались вроде бы давно, первый заместитель начальника Генерального штаба России генерал-лейтенант Александр Бурутин особенно не скрывал, что время их проведения выбрано не случайно. Во- первых, учения проводятся в самом конце учебного года, что обычно не делается. Таково рода тренировки проводятся летом или ранней осенью. Во-вторых, они проводятся в выходные дни, что также не соответствует практике. В-третьих, было сообщено, что учения проводятся «в районах «Верхний Ларс», «Алагирское ущелье» и на полигоне «Дарьял», в ходе которых отрабатываются вопросы оказания помощи миротворческим контингентам в защите мирных граждан». Точнее не скажешь. Именно для военного давления на Тбилиси и были задуманы и проведены масштабные учения. Пик их пришелся как раз на период выдыхания оппозиции. И именно это имел в виду президент Саакашвили, когда говорил о давлении на Грузию. Возможно, что эти обстоятельства и вынудили грузинское руководство пойти на введение в стране чрезвычайного положения, хотя в столь сложной и напряженной обстановке у кого-то просто не выдержали нервы. Во всяком случае эксцессов при разгоне митинга нужно было избежать. Впрочем, что под ними понимать. В эти же дни любимец российских пропагандистов президент Венесуэлы Уго Чавес с еще большей жестокостью разогнал мирную демонстрацию студентов в Каракасе, протестующих против изменений в конституции и проведения референдума 2 декабря. Друг Уго планирует сделать то, на что пока не решился по его словам брат Владимир Путин. В Венесуэле хотят отменить ограничение двух сроков. Уго хочет осчастливить свой народ вечным правлением. Разгон демонстрации в Каракасе российские СМИ не заметили, ведь Уго свой, а Саакашвили — американский.
ДЛЯ СВОИХ
В отношении событий в Грузии задачей российских СМИ была не информация, а пропаганда. Накануне выборов в Государственную Думу отрабатывались два положения. Во-первых. Никакая в Грузии не демократия, если оппозицию разгоняют силой. При этом как обходились с маршем несогласных в Москве и Нижнем Новгороде стыдливо умалчивали. Войдя в раж забили пропагандистский гол в собственные ворота. Сами проливали крокодиловы слезы по поводу закрытия оппозиционных телеканалов «Имеди» и «Кавкасия» и не заметили того, что в авторитарном по их мнению государстве такие каналы были. Иначе чего бы их закрывали. Вот в России такого быть не может. Закрывать нечего по причине отсутствия оппозиционных телеканалов. Какие были, давно уже закрыли, даже без чрезвычайного положения. К тому же в соответствии с законом о чрезвычайном положении в Грузии прекратили вещание и другие государственные и пропрезидентские каналы. Но об этом не говорим, не выгодно.
Во-вторых. Все эти цветные революции придумали в Вашингтоне. Об этом прямо было сказано в дикторском тексте на Первом канале в новостях 5 ноября, «…эту акцию против теряющего популярность Саакашвили лидеры оппозиции согласовали с помощником госсекретаря США и, конечно, с американским послом так же, как и предыдущую подобную же акцию, которая четыре года назад закончилась смещением непопулярного тогда Шеварднадзе. В связи с этим, а также с известными событиями в Украине стоит обратиться к мировому обществу и в его лице конкретно к Соединенным Штатам с требованием как-то формализовать и, наконец, узаконить подобный способ передачи власти через ее захват митингующей толпой, как особую форму демократии для некоторых стран бывшего СССР». Наряду с пассами в американский адрес российскому обывателю внушается мысль, что государства бывшего СССР, за исключением России, не настоящие, а придуманные в Вашингтоне. И цветные революции не есть результат социального развития, а происки врагов России в ее мягком подбрюшьи. Поэтому так важна стабильность государства российского и консолидироваться нужно вокруг того, кто эту стабильность дал и обеспечивает. Иначе, о ужас!, цветная революция и не бывать к радости врагов Москве Третьим Римом.
Украинские политики разделились в соответствии со своими пристрастиями. Советник премьера Януковича Анна Герман с удовольствием повторила пассажи из британских и американских газет об увядших розах революции. На наших каналах бросились повторять российские сентенции, что от Саакашвили, вроде бы отказались уже на Западе. При этом лондонская The Independent озаглавила статью «Розовое будущее Грузии все же возможно». Не поддерживая действия властей по разгону митинга оппозиции, западная пресса в своем большинстве отмечала несомненные успехи в борьбе с коррупцией, рост инвестиций, увеличение числа рабочих мест. Коммунисты в лице своего лидера Петра Симоненко увидели в грузинской оппозиции протестующих против политики американского ставленника. О том, что оппоненты грузинского президента еще более проамериканские, лидер украинских «красных» по своему обыкновению не сказал. Зато использовал шанс метнуть камень в прошлое. «Не удивительно, что молчат Соединенные Штаты, потому что разные «розовые», «тюльпановые», «оранжевые» президенты — это одного американского поля ягоды». Вполне уместен вопрос: а лидеры грузинской оппозиции какого поля? Что- то борьба с американскими ягодами обходится без грузинских коммунистов. Правда, злые языки утверждают, что товарищей Петра Николаевича там совсем нет.
Назначение выборов в Грузии на 5 января будущего года вызвало уныние в Москве, так как разрядило обстановку. Близкий к Кремлю политолог Сергей Марков критически отнесся к перспективам грузинской оппозиции, поскольку «единого харизматического лидера у оппозиции нет… Оппозиция, конечно, переоценивает свои силы, и Саакашвили поймает ее на этом. Я думаю, он выиграет эти выборы». Хотя, казалось бы, о чем жалеть. Как говорит английская пословица, нет хуже, чем выбирать между двумя дьяволами.