Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Путин маневрирует...

В Валдае российский лидер продемонстрировал отступление. На словах
1 ноября, 2016 - 10:10
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Валдайский форум российская власть использует для формулирования и донесения urbi et orbi своих предсталений о мировом порядке и месте России в нем. С 2014 года форум заметно политизировался.

Хотя повестка нынешнего формулировалась нейтрально «Будущее начинается сегодня: контуры завтрашнего мира», текущая политика на нем была доминирующей. Среди иностранных гостей можно выделить бывших президентов Финляндии Тарья Халонен, Австрии Хайнца Фишера и Южной Африки Табо Мбеки.

Как водится, за несколько дней до форума бывший руководитель администрации российского президента, а ныне советник Путина Сергей Иванов в интервью английской газете The Financial Times дал понять, что горячей войны и тем более атомной не будет, но будет своего рода словесный горячий мир. «Когда мы говорим о ядерном оружии и гипотетической возможности третьей мировой войны, я полагаю, все достаточно умны, чтобы не доводить дело до горячей войны. Но если мы говорим о холодной войне, информационной войне, пропагандистской войне, то это жизненный факт. Мы видим это каждый день».

Второй сигнал подал и это тоже своего рода традиция главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», председатель Совета по внешней и оборонной политике, научный директор клуба «Валдай» Федор Лукьянов в своей статье в официальной «Российской газете». Длинный перечень его должностей наглядно показывает, что он часто формулирует не только нюансы и изгибы российской внешней политики, но также запускает пробные шары перед ее изменениями. Так и на этот раз он обозначил завершение триады. «В 2014 году речь шла о «новых правилах или игре без правил» на международной арене... В 2015-м задумались о вечной проблеме политики — войне и мире, поиске баланса... На сей раз в центре внимания «глобальный бунт и глобальный порядок» — взаимосвязь дисбалансов, накопившихся и усугубляющихся в мировой политической системе, и общественных настроений в ведущих странах». Тем самым была сделана заявка на возможное подведение черты над недавнем прошлым и начале следующего цикла — переговорного.

Выступление Путина на форуме и последующие за ним ответы на вопросы должны были служить именно этой цели.

С одной стороны, Запад обвинялся во всем плохом, в то же время акценты были расставлены так, чтобы возникло впечатление о деэскалации. По крайней мере, словесной. «Постоянно штампуются угрозы вымышленные, мифические, вроде пресловутой российской военной угрозы ... Однако дело в том, что Россия ни на кого нападать не собирается. Да и смешно это. Немыслимо просто, глупо и нереалистично. В одной Европе 500 млн. — и все члены НАТО. Общая численность населения стран НАТО — 800 млн. человек, в России — 146 млн. Просто смешно об этом даже говорить, но это все равно используется для достижения своих политических целей». 

Это также некоторая дань клише еще советской пропаганды. СССР всегда боролся за мир даже тогда, когда вторгался в другие страны. Запад всегда был агрессивен и угрожал лагерю социализма во всем мире.

Так и теперь Путин старался представить, что никакой войны быть не может, в том числе из-за несопоставимости потенциалов. Как людских, так промышленных, военных и финансовых. О трех последних российский лидер не упомянул, но это все и так знают. 

Конечно, никакого вмешательства в предвыборную кампанию в США. «Я вот хочу задаться вопросом и вам этот вопрос задать: неужели кто-то всерьез думает, что Россия может как-то повлиять на выбор американского народа? Америка, что, это банановая страна что ли? Америка — это великая держава. Если я не прав — поправьте меня, пожалуйста». Здесь явный ход в сторону будущей новой администрации. Никакого вмешательства, только уважение выбора американского народа.

Одновременно осуждение Запада вообще и в частности, выход США из договора по ПРО в 2002 году. Перечень обвинений в сторону так называемых партнеров оказался довольно длинным. Начиная от стремления изменить в свою пользу стратегический баланс до вооружения террористических организаций. В результате в мире возрастает хаос, который толкает людей к переселению и миграции.

Тем не менее, в какой-то момент времени российский президент спохватился. «Можно сколько угодно пикироваться, надо прервать этот порочный круг. Но вы нас не провоцируйте на активную защиту наших интересов».

Обращаясь к заявленной теме встречи — будущее устройство мира — Путин сказал, что он не поддерживает создание новых международных организаций, а предлагает улучшить использование уже имеющихся. В первую очередь это касается ООН, так как именно эта организация является  «уникальной площадкой для согласования действий всех стран при сохранении ими суверенитета». Вообще проблема суверенитета для Путина является какой-то сакральной. Она и российские интересы — это две вещи в пренебрежении которыми он все время подозревает и при случае обвиняет Запад.

Вопросы российскому президенту задавались из зала. От отношений с Украиной до социального и экономического положения России. По первому вопросу Путин не сказал ничего нового, кроме повторения известной позиции Москвы о безальтернативности минских протоколов и перекладывания на Киев вины за нерешенность конфликта на Донбассе. В этом вопросе никакого продвижения не просматривается. Во всяком случае, пока.

Все выступление Путина носило несколько противоречивый характер. Тон несколько снижается и даже демонстрируется определенная отстраненность от наиболее одиозных пассажей российской пропаганды. В частности, это относилось к известной фразе телеведущего Дмитрия Киселева о возможности России «превратить США в радиоактивный пепел». «Бряцать атомным оружием — самое последнее дело. Я это не приветствую». Тем не менее, жесткости хватало и на этот раз.

В целом речь Путина свидетельствует о том, что в Кремле осознали две вещи.

• Во-первых. Взять Запад на испуг не удалось. Там не только не испугались, но и начинают весьма болезненно отвечать. Обозначена la mince ligne rouge — тонкая красная линия, к которой Россия столь опрометчиво приблизилась. Вступать в острый конфликт невозможно. Нет для этого у Кремля сил и средств. Вот почему, пусть и словесно, демонстрируется отступление.

• Во-вторых. С нынешней администрацией в Вашингтоне Кремль разговаривать не желает. Снижение накала говорит о том, что до весны будущего года занимается выжидательная позиция. Там дальше видно будет.

Юрий РАЙХЕЛЬ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ