Через полгода после по-настоящему демократических выборов в марте 2006 года, в Украине заработало новое правительство. Комиссия «Синей ленты», созданная по инициативе Программы развития ООН летом 2004 года, еще до президентских выборов, на этой неделе выпустила новую серию рекомендаций по реформированию украинской экономики. Наш первый документ, представленный новому Президенту, правительству и общественным организациям в январе 2005 года, пользовался широкой популярностью, на протяжении нескольких месяцев его часто цитировали эксперты и элита. Однако степень его использования правительством оказалась ниже, чем мы надеялись.
Сегодня ситуация в Украине во многом иная. Демократические процессы укрепились; продолжается распределение власти между Президентом, премьер- министром и Верховной Радой; макроэкономическая ситуация усложнилась. С другой стороны, основные проблемы, к сожалению, остались теми же. Процесс вступления в ВТО оказался намного более медленным, чем можно было рассчитывать. Сегодня членство в ВТО является одной из ключевых задач для Украины. Это обеспечит возможность отраслям, ориентированным на экспорт, получить доступ к зарубежным рынкам, а также, что особо важно, станет первым шагом к достижению договоренностей о свободной торговле с Европейским Союзом. Это, в свою очередь, откроет обширные рынки промышленным и сельскохозяйственным производителям Украины, а также сфере услуг. Примечательно, что предыдущий состав Верховной Рады так и не принял законов, необходимых для вступления в ВТО, сейчас снова начинаются неконструктивные дискуссии о полном пересмотре уже согласованных условий членства. Это может привести к весьма дорогостоящему откату в прошлое, к потере доверия к украинскому государству и неопределенным конечным результатам. Когда мы готовили свой первый доклад, мы полагали, что решение ВТО относительно вступления Украины будет принято в конце 2005 года. Сегодня было бы крайне безответственно снова откладывать решения, необходимые для членства в ВТО. Лидерство со стороны правительства может сыграть решающую роль в этом процессе.
Еще одна сфера, требующая лидерства — это изменение корпоративного законодательства, которое также по непонятным причинам уже три года ждет рассмотрения в Верховной Раде. Принятие закона об акционерных обществах и отмена устаревшего Хозяйственного кодекса могли бы улучшить законодательное поле для предприятий и содействовать росту доверия к деловой среде Украины. Такие усовершенствования крайне необходимы: в соответствии с индексом оценки бизнес-климата Всемирного банка Украина занимает 128 место среди 175 стран. Подобное политическое противостояние вредит и очень перспективной сельскохозяйственной отрасли Украины: вместо того, чтобы повышать экономическую эффективность этого сектора, который мог бы превратиться в житницу Европы и стран бывшего Советского Союза, земельный рынок до сих пор заморожен и не имеет возможности развиваться.
Необходимы серьезные шаги для обеспечения долгосрочного экономического развития Украины. Одним из основных рисков в сегодняшней ситуации является то, что высокий уровень протекционизма и государственной поддержки старых производственных отраслей, обеспечивавших основной рост производства с 1999 года, будет тормозить как диверсификацию, так и развитие современных отраслей, способных уверенно конкурировать на глобальном рынке. Существуют два сценария модернизации производства Украины: один основан на сохранении существующих отраслей и их владельцев, и их попытках конкурировать на мировых рынках. Другой вариант — расширение промышленной и экспортной базы этой большой страны за счет использования выдающегося человеческого потенциала. Этот второй сценарий предполагает радикальное улучшение бизнес-климата. В самом простом смысле — прекращение преследования бизнеса чиновниками. Этого можно достичь за счет демонополизации экономики, радикального сокращения нормативных препятствий и обеспечения настоящего «единого окна», благодаря которому предпринимателям на самом деле не придется бегать за разрешениями в десятки разных правительственных инстанций. Это также предполагает активные действия правительства по снижению уровня коррупции, прежде всего, путем усовершенствования доступа граждан к информации о том, чем и как занимаются правительственные служащие.
Опыт Центральной Европы и других стран с переходной экономикой, таких как Китай и Вьетнам, показывает, что прямые иностранные инвестиции могут играть незаменимую роль в улучшении экономической эффективности и управления предприятиями, и тем самым способствуют ускоренному экономическому развитию. Прямые иностранные инвестиции могут также иметь ключевое значение в связи с надвигающимися проблемами в сфере энергетики Украины: в Центральной Европе нормы потребления энергии значительно снизились в связи с технологическими изменениями, которые произошли, прежде всего, благодаря иностранным инвестициям. Улучшение энергоэффективности, по показателям которой Украина занимает одно из последних мест в мире, может стать огромным резервом для развития экономики страны.
Улучшение предпринимательского климата тесно связано с ситуацией в правительстве. Упорядоченная децентрализация с четким распределением функций органов власти правительства и на местном, и на национальном уровне имеет важное значение. В отличие от систем с широкими президентскими полномочиями, существующих в других странах СНГ, парламентская демократия обладает огромным потенциалом, который нужно развивать и использовать.
Эти сложные проблемы государственного управления особенно важно решить во время нынешнего политического цикла. Должна быть создана новая, бесперебойно действующая система, при которой граждане обладают реальной властью и осуществляют общественный контроль над органами власти.
Как я уже писал в начале этой статьи, со времени президентской избирательной кампании макроэкономическая ситуация в Украине усложнилась. Все правительства — за исключением Кабинета Министров г-на Еханурова — непродуманно повышали социальные расходы. Это препятствует проведению налоговой реформы, которая могла бы обеспечить Украине долгосрочные конкурентные преимущества над богатыми странами с высоким уровнем налогов, и тормозит реформы социального сектора. Украине нужно двигаться вперед одновременно на обоих фронтах. Это предполагает продолжение ответственного руководства макроэкономикой без необоснованных популистских социальных экспериментов. Украине необходимы более низкие ставки налогов при более широкой налоговой базе, а также реформа систем пенсионного обеспечения, здравоохранения и образования. Хотя фактические задачи различаются, философия, которая может помочь Украине остаться на неизменном пути развития, остается одной и той же: повышение способности граждан самостоятельно оплачивать социальные услуги при определенном минимуме социальных услуг, гарантированных каждому. Государство должно поддерживать тех, кто не в состоянии оплачивать минимум этих услуг. Социальная солидарность является важным этическим принципом современного сложного общества, но она не должна быть поводом для огромных государственных затрат на тех, кто может сам себя содержать. Хочется верить, что все большая часть украинского общества будет оплачивать социальные услуги самостоятельно, поддерживая тех, кто не может прожить без помощи государства.
Мы понимаем, что, в конечном итоге, решения о том, какие реформы проводить и в каком направлении развиваться, будут приняты народом и органами власти. Наша задача — предложить лучший опыт других стран и спровоцировать серьезную дискуссию в обществе. Мы надеемся, что рекомендации Комиссии «Синей ленты» ПРООН будут полезны тем, кто принимает политические решения для дальнейшего процветания этой гордой европейской страны.