Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Русские академики contra обскурантизм

30 июля, 2007 - 19:35
РОССИЙСКИЙ ПРЕЗИДЕНТ ПРИСЛУШИВАЕТСЯ К СОВЕТАМ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II / ФОТО РЕЙТЕР

Только что в Москве состоялось экстраординарное событие, которое взволновало как верующих, так и неверующих — группа выдающихся российских ученых публично выступила против политики Русской православной церкви в сфере образования. Академики, в том числе лауреат Нобелевской премии Виталий Гинзбург, публично заявили, что сегодня в стране осуществляется активная клерикализация российского общества, хотя это полностью противоречит положениям конституции России и подрывает корни общего образования.

Общеизвестно, что в посткоммунистическое время в России (в Украине, кстати, также), православная церковь претендует на особое место в обществе и делает все, чтобы диктовать свою программу «перестройки» светским органам. Россияне же уже забыли, что Российская (впоследствии — «Русская») церковь в течение долгих советских времен (после 1927 года) была покорной и послушной частью советско-большевистской системы управления государством и очень редко говорила власти «Нет!», хотя кругом разрушались и бесчестились храмы, вымирали от голода села, фальсифицировалась история, в том числе — история церкви.

РЕЛИКВИЯ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ

Сегодня большая часть правящего епископата РПЦ является реликтом советской системы; это люди, сумевшие заслужить доверие тогдашней власти, имели в известных органах безупречные досье, выезжали за границу с деликатными дипломатическими миссиями, верой и правдой отрабатывали привилегии своей жизни. Эти владыки быстро приспособились также к перестройке и занимают сегодня почетные места на всех общегосударственных собраниях, диктуют свою волю светским «князьям» и никакая люстрация им не угрожает, как это происходит, например, в Польше. С течением времени эти люди все смелее работают на то, чтобы сделать из России средневековое «православное» государство. Невзирая на конституцию, а главное — невзирая на характер и обычаи россиян, которые никогда не были сверх меры набожными (как, скажем, американцы или поляки). К тому же, Россия — многонациональная страна, в которой некоторые национальные группы граждан других вер и конфессий весьма динамично увеличивают свою популяцию и через сравнительно недолгое время смогут по численности конкурировать с православными.

Настолько можно судить из нашего украинского «далека», сегодня одной из главных общественных «задач» Московского патриархата является фундаментальная реформация образования (главным образом — среднего, но не только), направленная на то, чтобы придать светским школам православно-клерикальный характер. Как известно, ради «благой» цели можно пользоваться любыми средствами. Первый шаг состоит во введении в учебные программы школ Российской Федерации предмета «Закон Божий» (под именем различных эвфемизмов). Но, как известно, этим намерениям Церкви всячески противостоит Министерство образования Российской Федерации — хотя бы потому, что они противоречат конституции России, не говоря уже о качестве проектов.

Особенно подчеркнем, что отказ общеобразовательной школы включить в программы обучения новый предмет совсем не означает, что православной церкви России закрыты все дороги к русским детям — Церкви остаются традиционные, широко апробированные в дореволюционные времена церковноприходские школы. Но Церковь этого не хочет — не хочет обустраивать необходимые помещения, собирать детей на уроки и отвечать за них. К тому же, это требует немало денег, а у Московской патриархии (несмотря на немалые коммерческие проекты) и так много расходов. И поэтому сегодня все могущественные рычаги Московской патриархии используются для того, что попасть в светскую общеобразовательную школу, чего бы это не стоило.

С этим соглашаются не все россияне. Поэтому на прошлой неделе группа известных российских ученых написала президенту России Владимиру Путину открытое письмо, в котором высказывает свои мысли относительно «воцерковления» образования. В письме подчеркивается, что ученые говорят не только об изучении Закона Божьего в светских общеобразовательных школах, но о постоянном вмешательстве Московской патриархии во все сферы жизни. (Вспомним хотя бы пикеты верующих около тех или иных художественных выставок и театральных постановок или осложнения и убытки, возникшие в связи со «всероссийскими протестами» против идентификационных кодов; православная церковь также считает своим правом запрещать приезд в Россию духовных лиц других конфессий. Украинское общество имеет свои счеты с Московской патриархией, но об это в другой раз. — К.Г. )

АРГУМЕНТЫ АКАДЕМИКОВ И ВОЙНА УЧЕБНИКОВ

Ученые особо возмущены деятельностью так называемого «Всемирного русского народного собора», который категорически требует введения в российских школах «Основ православной культуры». Ниже приводим (с некоторыми сокращениями) письмо президенту России, среди авторов которого находим также подпись лауреата Нобелевской премии Виталия Гинзбурга. Итак, текст письма:

«Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

С нарастающим беспокойством мы наблюдаем за все возрастающей клерикализацией российского общества, за активным проникновением церкви во все сферы общественной жизни. Конституция Российской Федерации провозглашает светский характер нашего государства и принцип отделения церкви от системы государственного образования. Мы обращаемся с этим письмом к Вам как к высшему должностному лицу нашей страны, являющемуся гарантом соблюдения основных положений Конституции.

В марте с.г. в Москве проходил XI Всемирный русский национальный собор. Среди его решений обращает на себя внимание резолюция «О развитии отечественной системы религиозного образования и науки». Название несколько странное. Если религиозное образование — внутреннее дело РПЦ, то с какой стати церковь заботится о развитии также науки? И нужна ли науке такая забота?..

Между прочим, католическая церковь практически полностью отказалась от вмешательства в дела науки (в 1992 г. она даже признала свою ошибку в деле Галилея и «реабилитировала» его). В беседе с академиком В.И. Арнольдом (1998 г.) папа Римский Иоанн Павел II признал, что одна наука способна установить истину, а религия, по словам Понтифика, считает себя более компетентной в оценке возможного использования научных открытий. Наша РПЦ придерживается иной точки зрения, а именно: «Необходим диалог власти и общества для того, чтобы сложившаяся в советское время монополия материалистического видения мира наконец прекратилась в российской образовательной системе» (из резолюции Собора).

Между тем, все достижения современной мировой науки базируются на материалистическом видении мира. Ничего иного в современной науке просто нет. Так на что же нам предлагают менять «монополию материалистического видения мира»?

Внедрение церкви в государственный орган (школа, лаборатория) — очевидное нарушение Конституции страны. А между тем, церковь уже внедрилась в вооруженные силы; СМИ рекламируют религиозные церемонии окропления новой боевой техники (спускаемые на воду надводные и подводные корабли окропляются в обязательном порядке, но, увы, не всегда это помогает). Широко освещаются религиозные церемонии с участием высокопоставленных представителей власти, и т.д. Все это примеры активной клерикализации страны.

В уже упоминавшейся резолюции Собора содержится еще одна настоятельная просьба «о признании культурологической значимости преподавания основ православной культуры и этики во всех школах страны и о включении этого предмета в соответствующую область федерального образовательного стандарта».

Итак, иерархи РПЦ призывают правительство ввести во всех школах России обязательный предмет — «Основы православной культуры». Надо сказать, идея «запустить» религию в школы страны вынашивается давно. Так, в циркуляре Алексия II № 5925 1999 г., обращенном ко «всем епархиальным преосвященным», отмечается, что «мы не решим задачи духовно-нравственного воспитания будущих поколений России, если оставим без внимания систему государственного образования». В заключительной части этого документа сказано: «Если встретятся трудности с преподаванием «Основ православного вероучения», нужно переименовать курс в «Основы православной культуры», — это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе» (!). Из процитированного текста следует, что под видом «Основ православной культуры» нам пытаются ввести (в обход Конституции) не что иное, как «Закон Божий».

Но даже если предположить, что речь действительно идет о курсе «Основ православной культуры», в многонациональной многоконфессиональной стране такой курс вводить нельзя — о чем уже не раз говорилось. Но Собор считает, что изучение школьниками «Основ православной культуры» в нашем государстве, где православные составляют абсолютное большинство населения, необходимо». Действительно, если считать всех атеистов русской национальности поголовно православными, то большинство, наверное, получится. А вот если без атеистов, то, увы, православные окажутся в меньшинстве. Но дело даже не в этом. Разве можно так презрительно относиться к другим конфессиям? Не есть ли это православным шовинизмом? В конце концов, неплохо было бы церковным иерархам задуматься, куда ведет такая политика: к консолидации страны или к ее развалу?

В Европейском сообществе, где межконфессиональная рознь уже проявилась во всей красе, после длительных обсуждений пришли к выводу о необходимости введения в школах курса истории главных монотеистических религий. Основной довод состоит в том, что знакомство с историей и культурным наследием других конфессий будет способствовать улучшению взаимопонимания между представителями различных национальностей и религиозных убеждений. Никому и в голову не пришло требовать, к примеру, введения «Основ католической культуры»!

На предыдущих Рождественских чтениях министр образования и науки А.А. Фурсенко сообщил, что закончена работа над учебником «Истории мировых религий». Лоббисты православия встретили сообщение в штыки. Между тем учебник, написанный сотрудниками Института истории РАН (он называется «Религии мира» и предназначен для учащихся 10-11-х классов средней школы), хорошо сбалансирован и содержит много сведений, которые следует знать каждому человеку, считающему себя культурным.

А что мы имеем сейчас? Год назад петербургская школьница Маша и ее папа обратились в суд с требованием включить в программу средней школы по биологии теорию творения человека божественной силой (креационизм) вместо «устаревшего и ошибочного» дарвинизма. Абсурдная сложилась ситуация: почему-то суд должен был решать, верна ли теория эволюции, которая утверждает, что жизнь на Земле зародилась свыше трех миллиардов лет назад, или же справедлива теория творения, которая в отличие от эволюционной теории не может представить ни одного факта и тем не менее утверждает, что жизнь на Земле существует несколько тысяч лет. Казалось бы, что это вопрос, относящийся исключительно к компетенции науки. Однако Маша и ее папа получили поддержку от патриарха Алексия II, который заявил: «Никакого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейское учение о происхождении мира. А если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны, — пусть он так и считает, но не навязывает это другим» (!). А что будет, если в школе изъять любые доказательства, забыть про элементарную логику, полностью выхолостить последние остатки критического мышления и перейти на зазубривание догматов? И от этого тоже никакого вреда не будет?

Кстати, чтобы все было точно, ни Дарвин, ни его последователи никогда не утверждали, что человек произошел от обезьяны. Утверждалось лишь, что у обезьяны и человека были общие предки.

Но не только с дарвинизмом у церкви проблемы. Например, какое отношение имеет «библейское учение о происхождении мира» к фактам, твердо установленным современной астрофизикой и космологией? И что надо изучать в школе — эти факты или «библейское учение» о сотворении мира за семь дней?

«НИКАКОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИМ ЗНАНИЯМ НЕ СУЩЕСТВУЕТ»

Верить или не верить в Бога — дело совести и убеждений каждого человека. Мы уважаем чувства верующих и не ставим своей целью борьбу с религией. Но мы не можем оставаться равнодушными, когда предпринимаются попытки подвергнуть сомнению научное знание, вытравить из образования «материалистическое видение мира», а знания, накопленные наукой, подменить верой. Не следует забывать, что провозглашенный государством курс на инновационное развитие может быть осуществлен лишь в том случае, если школы и вузы вооружат молодых людей знаниями, добытыми современной наукой. Никакой альтернативы этим знаниям не существует.

Академики Российской академии наук: Е. Александров, Ж. Алферов, Г. Абелев, Л. Барков, А. Воробьев, В. Гинзбург, С. Инге-Вечтомов, Э. Кругляков, М. Cадовский, А. Черепащук».

Комментируя письмо выдающихся академиков — гордости России, известный ученый-богослов Андрей Кураев сказал так: «Это нормальная полемика между атеистами и верующими. Однако в письме много не очень умных вещей(!). Например, авторы критикуют церковь за то, что она пытается расширить свое влияние. Это то же самое, что критиковать нападающего «Динамо» за его намерения забить гол «Спартаку» (ответ, «достойный» духовного сана!). В своем гуманном труде церковь просто обязана пытаться оздоровить общество. В конечном счете, академики, очевидно, ошиблись адресом — такие споры должен решать не президент, а суд...» (В этом коротком ответе, что не слово — то «перл»! А главное — дух иезуитов средневековья: «цель оправдывает любые средства»!)

Академик Воробьев сказал журналистам: «Они хотят преподавать Библию — Бог с ними, пусть изучают что угодно, но не в школах. Для этого существуют семинарии, духовные школы, духовные академии. Тем более, что за последние годы российская школа заметно деградировала и изучение основ религии стоит отнюдь не на первом месте. А вообще, по моему мнению, спор ведется не между понятиями «Вера», «Библия» и «Наука». Речь идет о чиновниках от религии, которые работают в церкви, и об их отношении к обществу».

Тем временем зашевелились Союз православных граждан России, руководство движения «Народный собор» и другие активные организации, которые хорошо субсидируются Церковью. (Жалко, что господин Кауров сейчас очень занят — он бы обязательно приехал на подмогу!) Эти «патриоты» уже обратились к столичному прокурору с требованием привлечь к суду лауреата Нобелевской премии Виталия Гинзбурга — за разжигание «религиозной вражды»! Почему именно господина Гинзбурга, спросите вы? Но это же очевидно — у него «неправильная» фамилия. «Фирменный» признак ревнителей «чистоты православия» всегда проявляется!

Поневоле встает простой вопрос: «Кто, собственно, создал современную Россию? Может, Кауровы и Кураевы? Или гордые и хитромудрые князья церкви, которых в поисках популярности и поддержки на выборах «ласкает» власть? Но ведь нет! Это результат работы талантливых ученых, которых сегодня, обсуждая проблемы образования, с презрительной усмешечкой оттесняют куда- то на задний план, а также гениальных, признанных миром писателей, подвергнутых анафеме Российской церковью!

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ