Когда Медведев, узнав о трагедии теплохода «Булгария», в сердцах сказал, что «количество старых посудин, которые плавают у нас, запредельно», он, конечно, подставился. Сравнение теплохода, на борту которого погибли больше сотни человек, с российским государством напрашивалось само собой. Что и сделали как отечественные, так и иностранные журналисты. При этом все отметили, что построенная 56 лет назад «Булгария», которая ни разу не прошла капитального ремонта и которую, тем не менее, эксплуатировали в хвост и в гриву — представляет собой адекватный символ изношенной инфраструктуры всей страны.
Ровно десять лет назад аналитики МЧС выпустили доклад, который многие сочли тогда излишне алармистским. Между тем специалисты предупреждали: износ всей инфраструктуры — мостов, нефтепроводов, емкостей химических производств — подходит к критическому рубежу. Если не предпринять решительных мер, не начать вкладывать деньги в ремонт — наступит период катастроф. Следует признать, что советская инфраструктура, которая создавалась «с учетом возможности ядерной войны», выдержала больше, чем предполагали в МЧС. Сыпаться она начинает только сейчас.
Но «Булгария» — это еще и символ системы управления страной. Арендатор, субарендатор, наем и поднаем... Одна контора «Рога и копыта» владеет, другая арендует, третья билеты продает, а кто и за что несет ответственность, не узнать никогда. Фирма-субарендатор под названием «Аргоречтур» зарегистрирована по домашнему адресу ее официального гендиректора Светланы Инякиной, которая очевидно является классическим зиц-председателем. Пресса сообщает, что за спиной Инякиной маячит некий «авторитетный» бизнесмен, связанный к тому же с партией власти. Ну, чисто тандем.
Дальше — больше: уполномоченные обеспечивать безопасность граждан чиновники дают разрешение на эксплуатацию судна с неработающим двигателем. И всем — бизнесменам, начальникам, чиновникам — в общем-то, глубоко плевать на тех, кто вверяет им свою жизнь и безопасность. Поразительны объяснения, которые все они давали в первые дни после катастрофы: «Ну, в общем, состояние корабля неплохое, такое как у всех, если бы не погода, не волна, все было бы нормально». Типа, стабильность у нас. Если не гнать волну, все будет замечательно. Ей-богу, если бы вот эти мелкие махинаторы, из-за которых погибли больше ста человек, занимали посты повыше, а кабинеты пошире, ничто не помешало бы им связать катастрофу с американской противоракетной обороной и поведать, что подлинные виновники — это те, кого раздражает наш ядерный потенциал, и то, что Россия так бодро встает с колен.
Отдельный разговор о «населении» теплохода, о пассажирах. Несмотря на то, что у судна была дурная слава, а Интернет полон описанием мытарств тех, кого угораздило отправиться на нем в круиз, люди продолжали покупать путевки. А увидев ужасное состояние, в котором находилась «Булгария», не развернулись тут же и не ушли. Всю поездку они терпели и неработающие туалеты, и отсутствие постельного белья. Именно благодаря вот этому терпению эксплуатация этого ржавого корыта и была выгодна.
«Булгария» — это наша страна в миниатюре. Единственное, чем ржавая лохань со сломанным двигателем и неработающими сортирами отличается от современной России, так это тем, что там выборов не проводили и, соответственно, зажигательных речей не произносили. А, согласитесь, любопытно бы получилось, если бы на верхней палубе один владелец разваливающегося корабля примеривал бы на себя сюртук Петра Аркадьевича Столыпина, с пафосом повторяя фразу о двадцати спокойных годах. Мол, дайте мне еще немного порулить, и наша посудина превратится в яхту моего друга Абрамовича. В это время на нижней палубе другой дуумвир распинался бы про то, что нам нужно двигаться вперед, избегая при этом радикального ремонта. И никто не знает, когда совсем небольшая волна опрокинет судно...