Роль и влияние России на события в Украине заставили западный мир ввести в отношении нее санкции. Первые упоминания о них и их масштабы Москву рассмешили, но сегодня уже неясно, кто будет смеяться последним.
Реагируя на российскую агрессию против Украины, Запад выбрал «мягкую» тактику экономических санкций. Экономическое давление на Москву оказывают США, ЕС и некоторые другие западные страны, такие как Канада и Швейцария. С момента своего введения санкции уже несколько раз ужесточались, и не стоит исключать возможности того, что они могут быть еще больше расширены, если Россия не перестанет вести себя в Украине так, как она это делает сейчас.
Американские санкции применяются к 42 лицам и 18 компаниям, а европейские действуют в отношении 49 лиц и двух компаний. Швейцария ввела санкции против 61 человека. Как в американском, так и в европейском санкционном списке можно обнаружить имена и фамилии высокопоставленных российских чиновников, в том числе председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко и председателя Думы Сергея Нарышкина, вице-премьеров Дмитрия Koзака и Дмитрия Рогозина, главы администрации президента РФ Сергея Иванова, а также таких советников главы российского государства, как Владислава Суркова, Андрея Фурсенко и Сергея Глaзьева. Тем не менее, часто отмечается, что в этих списках нет двух ключевых персон — президента России Владимира Путина и премьер-министра Дмитрия Медведева.
При этом никто из попавших в немилость по этому поводу не переживает и демонстрирует открытую неприязнь к «бездуховному и враждебному» западному миру. Однако в действительности эффект, наверное, есть, особенно с учетом любви российской политической и бизнес-элиты к западному комфорту. Наконец, на столь «ненавидимом» Западе учится и проводит время значительная часть отпрысков кремлевских чиновников и бизнесменов.
Санкции, несомненно, помогли привлечь внимание международной общественности к действиям России в Украине, но более важно то, что Москва испортила свой имидж в мире. Сейчас иметь дело с Россией стало дурным тоном, а инвестировать в нее — рискованной игрой. Имиджевые потери могут стать для Кремля очень большой проблемой.
Активы из России сегодня выводят не только зарубежные инвесторы, но и некоторые местные компании (в этом году из страны должны были «утечь» $25 млрд, но затем прогноз был ухудшен до $60—100 млрд). Например, одна из крупнейших российских компаний в области компьютерных игр GameInsight решила перенести свою штаб-квартиру из Москвы в Вильнюс. Принять такое решение ее создателя Алису Чумаченко заставило то, что связь компании с Россией начала вредить бизнесу, а из Вильнюса легче сотрудничать с международными партнерами.
О том, что следует готовиться к трудному экономическому периоду, говорят и официальные лица РФ. Например, российский министр финансов Антон Силуанов прогнозирует, что экономический кризис в России может продлиться несколько лет, и санкции на ситуацию тоже повлияют, так как они означают проблемы в области международного кредитования, связанные с понижением кредитного рейтинга страны.
Уже сейчас понятно, что Россия в этом году не добьется прогнозированного экономического роста. Тяжело будет и в следующем. По скорректированным прогнозам, в 2014 г. ВВП страны должен вырасти на 1,1%, но даже это оптимистичный сценарий. Пессимистичные подсчеты предусматривают рост в 0,5%, а может, и меньше. Поэтому, по мнению заместителя министра экономики Андрея Клепача, никто не может гарантировать выплату пенсий и зарплат бюджетников, а также стабильность государственных инвестиций.
Чтобы улучшить ситуацию, Россия пытается переориентировать свою экономику на Китай, но эта тактика тоже выглядит сомнительной. Эксперты отмечают, что Пекин воспользуется сложившимся положением дел исключительно с выгодой для себя, а спасителем российской экономики он становиться не собирается.
Проблемы в экономике должны заставить Россию пересмотреть свои действия. Маловероятно, что Кремль откажется от опасной игры в Украине, но играть ему придется более тонко, чем раньше. Хотя и «с треском», но Россия все-таки отвела свои войска от украинской границы. Также она старается официально не поддерживать так называемые народные республики Донецка и Луганска. Тем не менее, Москва завуалированно будет продолжать создавать напряженность на востоке Украины для достижения своих геополитических целей.
Рискну предположить, что и во время войны с Грузией в 2008 году, и захватывая Крым, и пытаясь дестабилизировать ситуацию на Восточной Украине, Россия проверяла, как далеко ей позволят зайти в сложившейся геополитической ситуации. Кажется, что условная украинская «красная линия» была пересечена. Реакцию США и ЕС трудно назвать молниеносной, но определенный эффект был достигнут. В любом случае Москва сегодня больше не может чувствовать себя абсолютно безнаказанной. И связано это именно с экономическими санкциями.
16 июня 2014 года, Geopolitika Литва