Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Секретные файлы и трансформация страны

Почему в Болгарии придают большое значение рассекречиванию архивов КГБ
18 февраля, 2014 - 12:39
ПРЕЗИДЕНТ БОЛГАРИИ РОСЕН ПЛЕВНЕЛИЕВ: «ПОСЛЕ 25 ЛЕТ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖНО ДЕРЖАТЬСЯ В ТАЙНЕ. КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ДОСТУП К ЭТОЙ ИНФОРМАЦИИ, И НИКТО НЕ ДОЛЖЕН ИСПОЛНЯТЬ РОЛЬ ПОСРЕДНИКА, ЧИТАЯ АРХИВЫ ВМЕСТО НАС. МЫ НЕ НУЖДАЕМСЯ В ПОСРЕДНИКАХ МЕЖДУ НАМИ И ИСТИНОЙ. ВСЕ ГРАЖДАНЕ, ШКОЛЬНИКИ И СТУДЕНТЫ ИМЕЮТ ПРАВО УЗНАТЬ ПРАВДУ О СЕКРЕТНЫХ СЛУЖБАХ ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА» / ФОТО РЕЙТЕР

Страны бывшего социалистического лагеря так или иначе сталкивались или и до сих пор сталкиваются с тем, как избавиться от коммунистического наследия, в частности связанным с деятельностью служб безопасности. «День» уже писал в статье «Прививка от диктатуры власти» (№ 25 от 12 февраля 2014 года) о том, что 1 февраля  президент Болгарии Росен Плевнелиев выступил с речью, в которой призвал провести архивацию, оцифровывание и хранение в Государственном Архиве всех документов, связанных с деятельностью коммунистических секретных служб. «День» обратился к болгарскому историку, автору книги о роли секретных служб Момчилу МЕТОДИЕВУ с просьбой прокомментировать речь президента Болгарии и рассказать, что делается в этой стране, чтобы граждане имели доступ к архивам КГБ.

— Президент Плевнелиев выступил с этой речью 1 февраля, в день памяти жертв коммунистического режима. Он выступал перед жертвами или родственниками жертв коммунистического режима, которые чувствуют, что у них все еще не достаточный доступ к коммунистическому прошлому Болгарии. Президент заявил, что доступ к архивам коммунистической Службы Государственной Безопасности должен быть как можно более простым, включая оцифровку определенных архивов, чтобы попробовать ознакомить молодое поколение с коммунистическим прошлым.

— Скажите, а в Болгарии этот вопрос  действительно так актуален?

— Это очень важный вопрос и президент, используя все свое влияние, защищает доступ к архивам Службы Государственной Безопасности. В Болгарии есть сравнительно хороший закон о доступе к архивам Государственной Безопасности. Закон был принят в конце 2006 года, а в начале 2007 была основана так называемая Комиссия Досье (www.comdos.bg), у которой  три основных задачи.

1. Собрать и хранить все архивы учреждений, связанных с репрессивным аппаратом коммунистического режима (это касается архивов бывшей Службы Государственной Безопасности, а также политической и военной разведок, которые были отделенными структурами). Идея заключалась в том, что преемники тех учреждений должны передать все свои документы Комиссии Досье, чтобы она была независимым органом, который будет контролировать доступ к этим документам. В данное время Комиссия собрала большую часть этих документов, за исключением документов двух разведок.

2. Регулировать доступ к этим документам жертв, исследователей, журналистов и др. Эта работа уже организована, и мы уже наконец имеем возможность исследовать те документы, с небольшим ограничением — например, как исследователь я могу читать досье важных исторических фигур, но я не могу читать досье третьих лиц, к которым я не имею никакого отношения, потому что там может содержаться деликатная личная информация.

3. Комиссия наиболее известна своей работой по проверке имен членов политической, экономической и социальной элиты в переходный период Болгарии, и опубликованию имен бывших агентов и офицеров Службы Государственной Безопасности. После опубликования их файлы становятся публичными, и каждый может их прочитать. Комиссия начала с членов политической элиты переходного периода и однозначно сделала несколько сенсационных разоблачений, самое громкое из них — бывший президент Пирванов. Конечно, в списке также были работники Конституционного суда, парламента, СМИ, академических и образовательных учреждений, органов местного самоуправления и др. Одно из недавних крупных разоблачений касалось дипломатической службы, когда три года  назад стало известно, что около 60 процентов послов Болгарии того времени было работниками Службы Государственной Безопасности. После тех разоблачений бывший министр иностранных дел отзывал этих послов, этот шаг поддержало бывшее правительство, а президент Плевнелиев официально заявил, что он больше никогда не отправит послом того, кто был причастен к Службе Государственной Безопасности.

Эти разоблачения больше всего коснулись Болгарской социалистической партии (преемника Болгарской коммунистической партии) и Движения за права и свободу — партии турецкого меньшинства Болгарии. Поскольку эти партии представлены ныне в коалиционном правительстве, поползли слухи, что они попробуют закрыть комиссию. К тому же действующий министр иностранных дел заявил, что он бы полагался на опыт дипломатов, которых отозвало бывшее правительство, что создало впечатление шага назад в этом вопросе. (Министр не может назначать этих людей на должность посла без разрешения президента, но он может назначить их на высокие административные должности в министерстве).

В данное время у Комиссии есть две проблемы.

1. Сфера действия права на доступ к документам учреждений, которые подлежат проверке. Бывшее правительство расширило эту сферу права, чтобы можно было проверить представителей экономической элиты страны, а также некоторых офицеров из действующих структур службы безопасности, которые начинали свою карьеру в коммунистические времена. Болгарская социалистическая партия (БСП) подготовила проект закона, которым  опять суживается сфера действия права, чтобы имена тех офицеров, которые все еще находятся на службе, не проверяли и не разглашали. Эта попытка провалилась, поскольку не получила достаточной поддержки в парламенте.

2. Комиссия настаивает на получении остальных документов, которые к ней еще не поступили в основном от двух структур разведки.

— Что вы можете сказать об опыте вашего государства в борьбе с тоталитарным или коммунистическим наследием и особенно с коммунистическими секретными службами?

— Опыт Болгарии амбивалентный. У нас сравнительно хороший закон о доступе к архивам, но данный закон был принят слишком поздно, и он не имел никакого очистительного действия. Чистка несколько раз запрещалась Конституционным судом, поэтому теперь хотя комиссия и публикует свои отчеты, эти люди остаются никак ненаказанными. Вопрос коммунистической партии очень остро стоял в 1990-е годы и широко использовался политиками. Ныне этот вопрос каким-то образом закрылся, и большинство людей не хотят это обсуждать, потому что считают болезненным. Мое личное мнение — одной из самых больших ошибок в переходный период Болгарии было то, что те файлы оставались засекреченными все время до 2007 года. В период с 1990 по 2007 год некоторым из этих людей удалось создать широкие сети, стать влиятельными в бизнесе и общественной сфере, поэтому, хотя ныне эта информация и доступна, это ничего не меняет. Такая ситуация создает общее впечатление, что переход Болгарии был в целом несправедливым из-за неверия народа в политическую и экономическую элиту.

— Какими были основные препятствия на пути открытия архивов коммунистических секретных служб широкой общественности?

— Это — деятельность бывших агентов и офицеров, которые заявляли, что рассекречивание этих архивов навредит национальной безопасности и поставит под угрозу жизни людей, которые работали «на благо отчизны», независимо от политического режима. Другой миф — то, что часть этих документов была уничтожена. Правда в 1990—1992 годы была уничтожена большая часть личных дел, но у Комиссии есть доступ к картотеке тех структур и она может подтвердить имена людей согласно личным карточкам, даже если сами файлы были уничтожены.

В 1990-е годы было предпринято несколько попыток рассекретить эти документы, но все они провалились в основном из-за того, что комиссии, которые создавались в то время, были сильно политизированы и в значительной мере из-за того, что архивы в то время оставались под контролем действующей службы безопасности, которая имела возможность манипулировать доступом к этой информации.


 

ДОСЛОВНО

О снятии грифа «Совершенно секретно». Украинский опыт

Александр ЯКИМЕНКО: в Украине рассекречивание архивов советских времен завершено в 2011 году

После обретения независимости в Украине также проводилась работа по рассекречиванию архивов КГБ, реабилитации жертв коммунистического режима. «День» обратился к председателю Службы безопасности Украины Александру Якименко с просьбой внести ясность в этот вопрос. В частности мы попросили ответить на вопросы: Какая ныне ситуация с рассекречиванием архив КГБ, которые хранились в Украине? Правда ли, что начиная с 2010 года, архивы КГБ системно закрываются?

И надо отдать должное СБУ. Это ведомство достаточно оперативно — за три дня — прислало ответ на запрос за подписью главы Службы безопасности Украины.

«Согласно Указу Президента Украины №37/2009 «О рассекречивании, обнародовании и изучении архивных документов, связанных с украинским освободительным движением, политическими репрессиями и голодоморами в Украине» в период с 2009 по 2011 годы Экспертной комиссией Отраслевого государственного архива (ОГА) СБ Украины осуществлен пересмотр грифов секретности архивных документов, связанных с украинским освободительным движением, политическими репрессиями и голодоморами в Украине, которым в установленном порядке отменены ранее предоставленные грифы секретности, в случае, если в них не содержались сведения, которые составляют государственную тайну. Во исполнение поручений Кабинета Министров Украины в 2009 — 2011 годы пересмотру подлежал весь массив архивных документов советских времен.

По результатам проведенной работы пересмотрены грифы секретности:

3 В 2009 году — 2371 единице хранения;

3 В 2010 году — 1392 единицам хранения;

3 В 2011 году — 150237 единицам хранения.  

В соответствии со Сводом сведений, которые составляют государственную тайну, утвержденного приказом Службы Безопасности Украины от 12.08.2005 №440, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 17.08.2005 №902/11182, 226 единицам хранения предоставлен гриф секретности «Совершенно секретно». В 2011 году эта работа завершена.

Ознакомление с документами, которые хранятся в ОГА, осуществляется в соответствии с требованиями законов Украины: «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях», «Об обращении граждан», «О доступе к публичной информации», «Об информации», «О государственной тайне» и Постановления Верховной Рады Украины «О толковании Закона Украины «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине». Ограничения в доступе к архивным документам, которые бы выходили за пределы этих требований, для граждан Украины не существуют», — отметил глава СБУ.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ