После провальной ситуации, которая сложилась для администрации президента США Джорджа Буша из-за просчетов в иракской кампании, его команде таки удалось достичь успеха во внешней политике. Вероятно, решение Северной Кореи сделать шаги в направлении предварительного разоружения является прорывом, который еще два года назад казался бы невероятным.
Американские эксперты как с левой, так и правой стороны политического спектра подвергали критике Буша за подрыв международной безопасности, который спровоцировал эпоху превентивной войны и глобальной нестабильности, когда ошибки президента породили международное неприятие, негативно отразившееся на имидже США. В то время как Иран бряцает оружием и шантажирует мир своей ядерной программой, готовность лидеров Северной Кореи пойти на уступки и «уступить принципы» наглядно демонстрирует, что США не утратили своего влияния и умения договариваться даже с таким «безнадежным» оппонентом, как Пхеньян.
Очевидно, что способность Кристофера Хилла, специального посланника и помощника государственного секретаря США по Восточной Азии создать активную переговорную обстановку и оптимальные дипломатические рамки для урегулирования северокорейского ядерного кризиса, является чрезвычайным успехом в условиях нынешней американской политики неудач США. Настойчивость Хилла, его политическая гибкость и способность к «мягкой дипломатии» оказались успешными. Как следствие, КНДР постепенно начала менять свое ранее бескомпромиссное решение стать любой ценой ядерным государством. Однако этот процесс еще далек от завершения. И даже когда Пхеньян принимает инспекторов МАГАТЭ, пока неясно окончательно, окажется ли стратегия США получения уступок от коммунистического режима успешной.
Нет сомнений в том, что Хиллу удалось сделать, казалось, раньше невозможное, сформулировав свою деликатную дипломатическую стратегию, чтобы убедить Северную Корею изменить свой курс. Кристофер Хилл наглядно доказал, что возобновление шестисторонних переговоров и успешное достижение промежуточных договоренностей может быть названо доказательством полезности дипломатии в ситуации, когда любое позитивное решение проблемы казалось бы невозможным. Независимо от того, кто станет следующим президентом США, он или она после «кавалерийской» международной политики Буша обязательно столкнутся с многочисленными проблемами, которые будут требовать значительной активизации роли института специальных посланников.
Поэтому видится, что Хилл стал первопроходцем новых дипломатических подходов Америки в «послебушевскую» политическую эпоху. Однако подобный высокопоставленный переговорщик на ключевых узлах американской политики должен быть наделен значительными полномочиями от президента, которые предусматривают допустимость принятия ответственных решений для американской национальной безопасности. Это же можно сказать и о других «специальных посланниках». Неудачу может принести лишение соответствующих текущему моменту полномочий специального посланника. Если, например, бывший британский премьер Тони Блэр становится представителем на Близком Востоке, он должен иметь возможность вступать в откровенные и открытые переговоры со всеми сторонами.
В то же время, говоря о безусловном достижении Кристофера Хилла, не стоит забывать о том, что уступки Пхеньяну были небескорыстными. Северные корейцы выставили конкретную «таксу» за прекращение своих ядерных программ, что выражалось в поставке ей 50 тыс. тонн крайне необходимого ей горючего в обмен за то, чтобы просто остановить реактор. Но кто может дать гарантию, что, получив обещанное, режим Ким Чен Ира не примет решения снова включить ядерный реактор. Что подобный ход событий не исключен, свидетельствует то, что пхеньянское правительство уже сейчас сигнализирует, что фактический демонтаж всех ядерных операций невозможен до тех пор, пока США не вывели 29 тысяч своих войск из Южной Кореи плюс другие условия. Кроме того, Северная Корея хочет проведения прямых военных переговоров с США, что не может не волновать жителей Южной Кореи.
Между тем позитивом в этой ситуации является то, что экономический успех Китая может служить положительным примером для северокорейского режима. Ведь Китай, в прошлом закрытая и деспотическая страна, смог найти свое место в глобализованном мире в соответствии со своим экономическим потенциалом и территориальными масштабами. Китайский пример имеет шанс стать привлекательным для пхеньянских элит, поскольку раскрытый китайский огромный потенциал доказывает Ким Чен Иру и его окружению всю выгоду отказа от изоляционизма и отхода от определенной части коммунистических догм. Заимствование китайского опыта или же, по крайней мере, подходящей для Пхеньяна его части дало бы шанс КНДР для продвижения не только в региональное, но и глобальное мировое сообщество. Поскольку это помогло бы избавиться северным корейцам от голода, бедности и самоизоляции.
Однако прежде чем кто-либо вычеркнет КНДР из списка мировых горячих точек, стоит сделать некоторые замечания. Ведь это только первый шаг в выполнении сложного соглашения между коммунистическим режимом и западным миром. Нужно сделать еще очень много прежде чем Северная Корея присоединится к клубу цивилизованных государств. Для этого они должны выполнить все пункты текущего соглашения. Лидеры КНДР также имеют свои принципиальные замечания. Они говорят, что хотят вести непосредственно переговоры с США об официальном окончании корейской войны и подписать мирный договор. Президент Буш же считает, что сначала должен быть решен вопрос региональной нестабильности, и только когда это будет сделано, тогда может наступить удобное время для Соединенных Штатов, чтобы вести переговоры с Севером. По всей вероятности, когда это произойдет, Джордж Буш уже покинет Белый дом, но, по крайней мере, он сможет заложить некоторые основы для достижения этой цели.
Опасность ситуации заключается в том, что КНДР умело использует в своих интересах рвение администрации Буша, срок пребывания которой у власти подходит к концу, не менять окончательно своего отношения к фундаментальным обязательствам относительно ядерного оружия. Вероятно, поэтому американские посредники должны были бы настаивать на полном и окончательном ядерном разоружении Северной Кореи, которое будет предшествовать массированной помощи со стороны западного мира и США.
Но пока проходят дипломатические маневры, Южная Корея начала посылать первые партии обещанной еще в апреле Пхеньяну продовольственной помощи в 400 тысяч тонн риса. Сеул готов в течение пяти последующих недель перевести грузовиками 50 тыс. тонн, остальное будет переправлено в КНДР морским путем. Это третья отгрузка риса на Север с 2004 и 2005 гг., когда Сеул прекратил продовольственную помощь после того как КНДР в июле 2006 года провела пробные запуски своих ракет. Рис будет использоваться для того, чтобы кормить голодных северных корейцев, поскольку сегодня, как утверждает South Korean aid group, ежедневно в северном регионе КНДР умирает с голода по крайней мере 10 человек.
Однако, как и ожидалось, текущие шестисторонние переговоры в Пекине о северокорейском разоружении закончились без установления крайнего срока разоружения Северной Кореи. Как заявил специальный посланник и помощник государственного секретаря США Кристофер Хилл: «Все еще кажется, что этот небольшой успех может быть увеличен до конца года, но очевидно, что это будет сделать непросто». В целом Хилл надеется, что ядерные программы Северной Кореи могут быть закрыты в течение приблизительно полутора лет. Но, по его мнению, стойкое продвижение намного важнее, чем определение точного крайнего срока. «Не настолько важно, — подчеркнул Кристофер Хилл, — будет это сделано в ноябре или феврале. Важно то, что мы продолжаем делать заметные успехи, приближаясь к нашей цели, которой является полная денуклеаризация корейского полуострова».