Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Следующий кризис Меркель

6 марта, 2012 - 12:53
КАНЦЛЕР ГЕРМАНИИ АНГЕЛА МЕРКЕЛЬ И КАНДИДАТ НА ПОСТ ПРЕЗИДЕНТА ГЕРМАНИИ ЙОАХИМ ГАУК ВО ВРЕМЯ СЪЕЗДА ХРИСТИАНСКО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЮЗА В БЕРЛИНЕ / ФОТО С САЙТА GAUCK

На фоне того, что Европа увязла в финансовом кризисе, а ее национальные правительства терпят неудачу и проваливаются на выборах по всему континенту, Германия выглядела как остров благополучия и стабильности. Канцлер Ангела Меркель казалась воплощением новой силы проблемного ребенка старой Европы, страны, вызывающей у одних восхищение, а у других — ненависть.

Но так было в прошлом месяце. С тех пор президент этой страны Кристиан Вульф, который был избран при поддержке Меркель, был вынужден уйти в отставку из-за ошибок, которые он сделал в качестве министра-президента Нижней Саксонии. Его падение пришлось на самый разгар карнавала в Германии: пока католики на Юге и Западе Германии праздновали, протестанты Восточной Германии консолидировали свою хватку, которой они держатся за власть. Германия получит протестантского пастора в качестве главы государства в дополнение к управлению дочерью протестантского пастора.

Вряд ли это является проблемой для простых немцев, поскольку религия практически не играет никакой роли в общественной жизни Германии (до тех пор пока речь не идет об исламе). Но это огромная проблема для основной правящей партии в Германии, Христианско-демократического союза (ХДС), а тем более для ее баварского филиала — Христианско-социального союза (ХСС).

Обе партии являются преемниками Католической немецкой центристской партии, которая боролась с протестантским преобладанием в Пруссии и рейхе Бисмарка. При поддержке католического большинства в Западной и Южной Германии ХДС и ХСС были традиционными правящими партиями в послевоенной Федеративной Республике Германия со времен Конрада Аденауэра. Громкого ворчания по поводу протестантского господства стоит ожидать внутри обеих партий.

Реальная опасность нынешнего президентского кризиса и его разрешение для Меркель заключается в другом, а именно: в политических расчетах, которые сделал Йоахим Гаук, новый президент Германии, первоочередной кандидат.

Как правило, президентские выборы в Германии представляют собой весьма напряженные события, поскольку они могут быть ранним признаком появления нового политического большинства. Кроме того, канцлера не избирают прямым голосованием, и его можно сместить только конструктивным вотумом недоверия, что означает, что парламентское большинство выбирает нового канцлера.

Это делает каждое большинство против правящего канцлера очень весомым, поскольку оно отражает его или ее увядающую власть. Это особенно верно, если такое большинство собирается против канцлера по ключевому вопросу персонала, каким, конечно, является выбор президента. Именно это и произошло на выборах Гаука.

До прошлой недели Меркель, казалось, имела очень прочную политическую основу. Она пользуется большим уважением на международном уровне, находится в разгаре своей популярности на Родине, и у нее нет конкурентов внутри ее собственной партии. Правда, народная поддержка ее партнеров по коалиции, Свободных демократов (СвДП), упала до 2%; но ХДС/ХСС по-прежнему четко руководят Социальными демократами (СДП, крупнейшей оппозиционной партией), а левые раздроблены на четыре партии, две из которых не представляют правительственного материала.

Таким образом, даже если коалиция Меркель потерпит неудачу на следующих федеральных выборах или даже до них, всегда предполагалось, что никто не сможет всерьез оспорить ее канцлерство и, конечно, не в обновленной «большой коалиции» с СДП. Просто казалось, что против Меркель нет большинства.

Этот грубый просчет упустил растущее беспокойство ее чахнущих партнеров по коалиции, СвДП, относительно их шансов на выживание. Вскоре после решения о выдвижении Гаука на пост президента гранит под ногами Меркель стал политическими зыбучими песками. Что случилось?

Проще говоря, СвДП бросила ее и перешла на другую сторону по критическому вопросу, присоединяясь к основным оппозиционным партиям в поддержку Гаука. Вдруг появилась перспектива нового большинства, и Меркель столкнулась с выбором: уступить или развалить коалицию. Она стиснула зубы и уступила. Однако разрыв в ее коалиции больше нельзя скрывать.

Кандидатура Гаука была продавлена большинством СДП/зеленых/СвДП, которая возникла из пересекающихся политических интересов. Но это только увеличивает опасность для Меркель, поскольку такие эпизоды напоминают то, на что обычно похоже начало конца для немецких канцлеров.

Доверия между правящими партиями больше нет. Выборы в парламент этой весной покажут, сможет ли маневр СвДП помочь преодолеть 5-процентный избирательный порог, чтобы остаться в парламенте, или страх неминуемой смерти приведет их к политическому самоубийству. Если СвДП выживет и правоцентристская коалиция не сможет получить большинства (что вероятно), партия будет искать союза с СДП и зелеными, что будет стоить Меркель канцлерства в 2013 году.

Это означает, что ХДС/ХСС больше не будет показывать какого-либо уважения СвДП. Если Меркель хочет защитить свое канцлерство, ее единственная возможность после общих выборов 2013 года заключается в большой коалиции с СДП, и, чтобы выйти на первое место в такой организации, ей нужен каждый голос правоцентристского лагеря, который она сможет получить.

С этого момента для Меркель ситуация будет очень серьезной. Она, возможно, не пустила европейский кризис на порог Германии, но это не означает, что Германия вскоре не войдет в свой собственный кризис.

Йошка ФИШЕР — министр иностранных дел и вице-канцлер Германии в 1998— 2005 гг. На протяжении почти 20 лет был лидером германской Партии зеленых.

Йошка ФИШЕР. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ