Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сосуществование или несуществование

Чему нас учит «карикатурный скандал»?
20 февраля, 2006 - 19:33
ВОЛНА ПРОТЕСТОВ ИЗ-ЗА КАРИКАТУР НЕ СПАДАЕТ. ИЗ НИГЕРИИ СООБЩАЮТ О БОЛЕЕ ЧЕМ 50 ПОГИБШИХ ВО ВРЕМЯ ДЕМОНСТРАЦИЙ. В ЛИВИИ ХОРОНЯТ 11 ПОГИБШИХ ПРИ ШТУРМЕ ИТАЛЬЯНСКОГО КОНСУЛЬСТВА / ФОТО РЕЙТЕР

Теперь, когда конфликт по поводу карикатур, изображавших пророка Магомета, стихает (по крайней мере, я на это надеюсь), становится очевидным, что в выигрыше остались только экстремисты исламского мира и Европы.

Я сожалею о том, что эта проблема возникла в моей стране, когда в одной газете опубликовали карикатуры, наивно полагая продемонстрировать свободу высказываний. Это случилось прошлой осенью: тогда же я публично заявил, что это было нетактично, т.к. задевало религиозные чувства других людей. Это также было излишне провокационно и было, само по себе, карикатурой на нашу драгоценную свободу высказываний, гарантированную конституцией. Как говорил мой отец (который тоже был опытным журналистом): «Свобода высказываний дает нам право говорить то, что мы думаем, но не обязывает нас это делать!»

Когда несколько недель назад разгорелся конфликт, в огонь стали подливать много масла. Стало распространяться множество не соответствующих действительности историй, лживых сплетен о том, что Коран демонстративно сжигали, неправдивой информации о статусе ислама в Дании, неверных переводов речей нашей королевы и т.д. Это повысило озлобленность и привело к поджогам посольств и к угрозам физической расправы.

Данный конфликт назвали «столкновением цивилизаций». Он вполне может перерасти в такую форму, потенциал имеется. Но я, все же предпочел бы называть его «столкновением неверно информированных». С обеих сторон было допущено очень много ошибок: одной из сторон не хватило понимания глубоких религиозных чувств, задетых проявлением неуважения. Людям на противоположной стороне давалась преувеличенная и даже ложная информация о том, что произошло.

Потенциал «столкновения цивилизаций» заключается в глубоких различиях между европейской и исламской культурой и традициями. Мы все должны осознавать, что есть люди, которые хотят усугубить эти различия и превратить их в непреодолимые барьеры, в то время как с их помощью можно разнообразить нашу жизнь. Этим людям так легко указать на случай с карикатурами и сказать: «Теперь вы видите: западная модель демократии и свободы высказываний означают высмеивание и издевательство над вашей верой!» Это нетрудно сделать, т.к. свобода высказываний использовалась при публикации карикатур лишь для демонстрации самого себя и поэтому стала карикатурой на себя же.

Наш глобализованный мир принес нам не только экономические возможности, но и культурные и духовные проблемы. Интернет и СМС-сообщения появились менее десяти лет назад, а мы до сих пор не научились разумно использовать данные средства мгновенного общения. Датские создатели комиксов и издатели газет, опубликовавшие данные карикатуры, очевидно, не понимали, что их аудитория не ограничивается местной публикой, а включает в себя также и других жителей мирового сообщества. Если бы они понимали это, то не стали бы публиковать те карикатуры, о чем они четко заявили, когда приносили свои извинения.

Уроки этого печального инцидента кажутся мне понятными: мы все должны признать, что в современном мире всем разумным людям крайне необходимо поддерживать взаимное уважение, терпимость и взаимопонимание. Нам следует избегать ситуаций, при которых различные ценности противопоставляются друг другу и приводят к насилию. Вместо этого мы должны наводить мосты между религиями, различными нормами и этическими правилами.

Можете назвать это самоцензурой, если хотите. Но разумные люди всегда пользуются самоцензурой. Если вы хотите жить в одном месте с другими людьми, то не оскорбляйте их ненужными провокациями. Место, о котором мы говорим, — это не просто какой-то мелкий городок, а вся наша планета. Ключ к решению данной проблемы — сосуществование.

Некоторые люди не хотят признавать этого. Они не открыты ценностям, отличным от их собственных. Они — за конфронтацию. Таких людей можно встретить как в Европе, так и в исламском мире. К сожалению, в конфликте, который начался из-за карикатур, опубликованных в одной датской газете, они являются победителями.

Но если мы не воспротивимся им, то рискуем повторить некоторые серьезные ошибки истории. Неплохое объяснение данного риска можно найти в одном очень коротком стихотворении современного датского поэта и философа Пита Хэйна в одном из его известных груков (кратких стихотворений), который называется «Вот в чем вопрос»:
Сосуществование
или несуществование.

Уффе ЭЛЛЕМАНН-ЙЕНСЕН — был министром иностранных дел Дании в 1982—1993 годах и членом парламента в 1977—2001 годах. Возглавлял Датскую либеральную партию (Venstre) в 1984—1998 годах и занимал пост президента Европейской либеральной партии (ELDR) в 1995—2000 годах.

Уффе ЭЛЛЕМАНН-ЙЕНСЕН. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ