Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Советские репрессии:

освобождение через тяжелую память
20 декабря, 2016 - 11:28
МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ТУСКУЛЕНАЙ» / ФОТО С САЙТА MUZIEJAI.LT

Какой является память о советских репрессиях через четверть века? Этот и многие другие вопросы недавно в Вильнюсе во время семинара обсуждали эксперты из Украины, Литвы, Германии, Грузии, Молдовы, Армении, Беларуси, России.

Международный проект «Помнить советские репрессии» будет осуществляться в 2017-2018 годах, организатор — Фонд имени Конрада Аденауэра при поддержке Министерства иностранных дел Германии. На первом семинаре в Вильнюсе главной задачей было изучить опыт каждой страны-участницы, а также во время дискуссий найти наиболее интересные идеи о том, как в дальнейшем тема советских репрессий должна напоминать миру о недопустимости тоталитарной власти. Именно поэтому важно было ознакомиться с уже созданными музейными учреждениями, организациями, проектами и обсудить перспективы их дальнейшего сотрудничества; исследовать, в каких сферах уже инициированы проекты, а где сотрудничество должно быть более расширенным и какие конкретные предложения могут быть представлены к обсуждению.

В Вильнюсе для участников семинара была организована пешеходная экскурсия по историческим маршрутам, связанным с памятью о жертвах советского режима, посетили Центр исследования Геноцида и Резистенции жителей Литвы, Музей КГБ в Вильнюсе и мемориальный комплекс «Тускуленай».

Представители каждой страны делились собственными достижениями и опытом по чествованию памяти жертв советских репрессий. Они указали проблемы преодоления последствий советского тоталитарного прошлого, которые сегодня присутствуют в странах Восточной Европы и России. Также определили, насколько коммунистическая тоталитарная система негативно повлияла на современную политическую жизнь в постсоветских обществах.

«НЕСВОБОДА» КАК СПАСЕНИЕ ПРАВДЫ

— Исследование советских репрессий может каждый день обернуться репрессиями против нас самих, — заметили участники из Беларуси. Историк Ирина Кашталян не смогла защитить диссертацию в родной Беларуси. Ее исследование о том, как повлияли советские репрессии на повседневную жизнь белорусов в 1944—1953 годах, на родине приносило лишь неприятности. Ученую степень получила в Германии. Вернувшись домой, сегодня Ирина является координатором интернет-проекта «Белорусский архив устной истории» (www.nashapamiac.org). Вместе с коллегой Ольгой Ивановой они рассказали о своем труде для сохранения правдивой истории Беларуси, сборе документов, поделились устными воспоминаниями, а также планами — создание тематического раздела на своем сайте, проведение конференции, посвященной 80-летию начала репрессий в Беларуси в 2017 году, издание сборников документов и статей.

Белорусы Владимир Богач и Валерия Чарноморцава представили присутствующим «Виртуальный музей советских репрессий в Беларуси» (represii.net). Они отметили, что в их государстве не уделяется внимание чествованию памяти жертв советских репрессий, не достаточно изученная историография, нет ни общенационального музея, ни отдельной экспозиции, которая бы комплексно рассказывала об истории советских репрессий. Авторитарный режим президента Лукашенко законсервировал немало пережитков советской тоталитарной системы, которая до сих пор влечет страдания для белорусов, которые страдают от репрессий политических оппонентов власти, пренебрежения свободой слова, унижения национального достоинства и родного языка. Владимир и Валерия являются общественными активистами, поэтому после семинара в Вильнюсе спешили на акцию чествования памяти расстрелянных жертв НКВД в урочище Куропаты. 7 ноября до сих пор в Беларуси является государственным праздником. В этом году, «по просьбе ветеранов, которым к празднику цветы некуда носить», открыли возобновленный памятник Ленину около Минского тракторного завода. Раньше этот постамент был во внутреннем дворике предприятия.

Президентские выборы в Молдове, где граждане предпочтение отдали представителю социалистической партии, также подтверждает проблему преодоления последствий советского тоталитарного прошлого. Молдавские историки Виргилиу Бирладеану и Людмила Коджокару рассказали об исследовании советского периода в своей стране. Они отметили, что одной из главных проблем является закрытый доступ к архивным документам. Однако с 2010 года наблюдаются определенные шаги — правительство создало Музей жертв депортаций и политических репрессий, где в 2012 году работала музейная экспозиция «Советская Молдавия: между мифами и ГУЛАГом». А в 2015 году во Дворце офицеров Кишинева открылся Музей советской оккупации. Сегодня перед Молдовой стоит немало вызовов: румынизация и стремление новой власти ввести ей в противовес русификацию, нехватка исторического дискурса на основе государственнических позиций, а также Тираспольская проблема, схожая с нашей ситуацией на Донбассе.

Представительница из России Наталья Самовер как координатор выставочных проектов презентовала деятельность Сахаровского центра. У этой общественной организации немало разнообразных направлений деятельности. Среди них и постоянная музейная экспозиция, посвященная истории свободы и несвободы в СССР, которая показывает мифологию и идеологию, ГУЛАГ и политические репрессии, диссидентское движение и инакомыслие, а также об исторических личностях и судьбе академика Андрея Сахарова. Как и общество «Мемориал», Сахаровский центр нынешняя российская власть преследовала за исследование советских репрессий. Специальным законом эти организации неоднократно объявляли «иностранными агентами», то есть такими, которые занимаются политической деятельностью за деньги иностранных фондов, — так называют их участие в разных международных проектах. Такое законодательство дает возможность путинской власти расправляться со всеми, кто не согласен с официальной политикой Кремля не только в прошлом, но и сегодня. Признание «иностранным агентом» означает ряд прокурорских проверок, арест банковских счетов и имущества, административное и уголовное наказание вплоть до лишения свободы от двух до шести лет. Таким образом, осуждение советских репрессий и любые аналогии их с современными действиями Кремля в России преследуются. «Вместо борьбы с нарушениями прав граждан государство ведет войну с теми, кто обнаруживает эти нарушения. Такая практика (как и употребление термина «иностранный агент») уже была использована в советское время и ни к чему хорошему не привела. Эта кампания копирует наихудшие образцы преследования инакомыслящих в СССР», — говорится в заявлении «Мемориала». Еще одним ярким примером возвращения России в советские традиции является прекращение деятельности Мемориального центра истории политических репрессий «Пермь-36», где в заключении погиб украинский поэт Василь Стус, и превращение экспозиции в музей «вохр», то есть деятельности карательных органов.

— Современному музею нельзя уклоняться от раскрытия темы советского тоталитаризма и его влияния на абсолютно все стороны жизни, — считает Наталья Самовер, и объясняет, каким образом советует работать российским мемориальным заведениям. — Ключевое понятие для раскрытия этой темы — несвобода. Несвобода — существенное свойство тоталитаризма. Террор, репрессии — его эксцессы, гнет, страх, отсутствие духа — его повседневность. Репрессий можно было избежать, если повезет; в условиях несвободы приходится жить всему живому. Все, что происходило в условиях несвободы. Все, чего удалось достичь, было в борьбе с ней. Придерживаясь этой точки зрения, любой музей найдет в привычном для себя материале неожиданно богатое драматическое прошлое. Эмпатия, сочувствие нынешнего человека человеку прошлого рождается именно из прикосновения к этой драме.

НАРОДНАЯ ПАМЯТЬ ПОБЕЖДАЕТ

Постсоветская Армения из-за пророссийских взглядов ее президента также имеет достаточно большие проблемы в исследовании прошлого. Массовые убийства армян во время Первой мировой войны считаются одним из важнейших событий в новейшей армянской истории, которая объединяет нацию воедино. Это особенно важно, учитывая то, что армяне имеют наиболее распространенную по миру диаспору. Советские репрессии на втором месте среди исследований.

Представитель музея-института Геноцида армян Сурен Манукян ознакомил с деятельностью своей организации. Особый интерес вызвал его рассказ о том, как потомки известного советского компартийного деятеля Анастаса Микояна уговорили власть в 2014 году поставить ему памятник в центре Еревана. Кстати, в разных городах Армении еще стоят четыре памятника этому функционеру. Но на этот раз это стало поводом к детальному изучению силами активной общественности и историков деятельности Микояна. В армянском обществе разгорелась дискуссия, где произошло противопоставление памяти одной большой семьи памяти коллективной, возможность институционализации частного — с точки зрения одной семьи — прочтения истории.

Тема сталинских репрессий, которая не была ранее популярной, оказалась в центре внимания. Возник ряд публикаций документов, воспоминаний, новых интервью о советских репрессиях. К официальной биографии А.Микояна добавили умалчиваемые ранее факты о его участии в уничтожении тысяч армян в 1937 году, о санкционировании им в 1940-ом расстрела польских пленных в Катыни, подавление венгерского освободительного движения в 1956 году, жестокой расправе с новочеркасским бунтом рабочих в 1962 году...

Родственники самостоятельно изготовили памятник (точную копию надмогильного), потому что стало известно, что эту идею поддержал президент Армении Серж Саргсян. А армяне засыпали мэрию предложениями своих вариантов памятника — фигура из эскимо, пробегающая между каплями, или человек в одной руке держит эскимо, вторую руку с револьвером прячет за спину, а ногой ступает на карибские ракеты. В соцсетях люди предупреждали власть о том, что они сделают с памятником. В конце концов, потомки Микояна отказались от установления монумента. Но городской совет не отменил свое одобрительное решение, поэтому данная история может иметь продолжение.

Грузия кардинально изменила свое виденье советской истории. Родную историю там изучают по новым программам и учебникам. В них подробно описаны репрессии сталинской эпохи. В течение 2011—2014 годов Министерство внутренних дел совместно с международным обществом «Мемориал» создало проект «Сталинские списки из Грузии» — первую электронную базу данных о жертвах сталинских репрессий.

На вильнюсском семинаре грузинские музейщики Мариам Инаняшвили и Михеил Гаприндашвили презентовали один из самых молодых музеев своей страны — «Музей оккупации Грузии (1921—1991)», продемонстрировав интересные визуальные экспозиционные решения, среди которых, — привлечение аутентичных тюремных экспонатов в экспозицию. Тематически это чуть ли не единственный музей в стране, посвященный жертвам советских репрессий и антисоветским движениям.

Украинскую делегацию представляли работники Украинского института национальной памяти, Украинского центра исследований освободительного движения и Национальный музей-мемориал жертв оккупационных режимов «Тюрьма на Лонцкого». Лариса Бондарук (УИНП) в своем докладе напомнила об исчислении примеры сотрудничества украинских политзаключенных ГУЛАГу с представителями разных национальностей во время организации восстаний в советских концлагерях. Она отметила, что знание об этой борьбе дает не только возможность понять события того времени, но и оценить то преимущество свободной жизни, которое мы сегодня имеем в демократических странах. Начальник Управления институционного обеспечения политики национальной памяти Украинского института национальной памяти Игорь Кулик рассказал о возможностях сотрудничества исследователей из разных стран для изучения советского прошлого путем открытия архивов КГБ в Украине.

Представительница ЦИОР, дизайнер Ольга Сало показала участникам семинара примеры сотрудничества разных институтов Украины в чествовании памяти жертв советских репрессий, детально ознакомила с работой центра исследования освободительного движения. Сотрудники музея «Тюрьма на Лонцкого» Ирина Езерская и Ольга Зброжко рассказали о деятельности мемориального комплекса, нынешних процессах исследования мест массовых расстрелов, обсудили и затронули актуальные вопросы музейной современности.

Все участники семинара в Вильнюсе во время занятия в форме воркшопа работали над поиском идей самого эффективного сотрудничества в дальнейшем в рамках проекта «Помнить советские репрессии». Среди предложений прозвучало мнение о том, что наиболее востребованными являются образовательные, музейные и научные мероприятия. Первым результатом встречи в Литве стало тематическое общение участников семинара через социальную сеть «Фейсбук», обмен информацией и помощь друг другу в поиске документов или людей, которые связаны с советскими репрессиями.

 

Леся БОНДАРУК, кандидат исторических наук, специально для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ