Будущему Украины грозят две вещи. С одной стороны, риск затяжного конфликта и разделения территории. С другой стороны, существует угроза банкротства и экономического беспорядка. Над всем этим тяготеют отношения страны с Россией. Чтобы преодолеть вызовы, с которыми столкнулась Украина, необходимо, чтобы первые лица в стране и за ее пределами работали вместе с целью стабилизации экономики страны, защиты ее территории и создания пространства для реформ, между тем ища улучшения сотрудничества с ее могучим восточным соседом.
Очень важно подать четкий военный сигнал. НАТО правильно отреагировало на аннексию Россией Крыма, ее поддержку сепаратистов на Востоке Украине и ряд политических и военных уверений с целью отвлечения западных стран от главных вопросов. Альянс должен продемонстрировать такую же солидарность с восточными союзниками, как и с Западной Германией в течение холодной войны. Эти меры должны быть усилены отказом от курса на сокращение расходов на потребности обороны, который наблюдается во многих странах НАТО.
Европейский Союз также должен прибегнуть к более реальной и более действенной оборонной политике. Наступило время полностью реализовать принцип европейской интеграции в оборонной сфере. Это не только предоставит ЕС большие возможности действовать, а также станет мощным решительным сигналом для Кремля. В то же время ЕС должен продвигать энергетический союз, диверсифицируя импорт нефти и газа и уменьшая свою зависимость от России. Наконец, учитывая угрозу европейской стабильности в результате беззащитности Украины, будет правильным оказать военную помощь этой стране.
Кроме военного ответа, необходимо провести экономическую интервенцию. Украина чрезвычайно нуждается в финансовой помощи — Джордж Сорос был одним из первых, кто признал это. Оказать помощь Украине будет действительно важнее, чем наказывать санкциями Россию. Заявление ЕС, что он сделает все необходимое, чтобы помочь Украине выйти из кризиса, успокоит финансовые рынки так же, как когда-то заявление Марио Драги, президента Европейского центрального банка, что «ЕЦБ готов сделать все, чтобы сохранить евро».
Споры относительно Греции показывают, что тратить деньги на то, чтобы вытянуть страну из экономического спада, будет иметь дорогую политическую цену, но нельзя допустить коллапс Украины, потому что тогда политическая, военная и финансовая цена будет слишком высокой. Правительства и избирателей может успокоить создание сурового механизма мониторинга, а также это облегчит выполнение страной Соглашения об ассоциации с ЕС.
Не стоит недооценивать силу европейских ценностей. Необходимо поддержать украинскую молодежь, которая вышла с протестом на Майдан, — не против России, а против коррумпированной элиты, которая пыталась лишить их страну европейского будущего. ЕС имел возможность оказать большое социальное влияние, продвигая и в дальнейшем программу безвизового режима, создавая больше грантов для украинских студентов и увеличивая поддержку неправительственных организаций.
Однако одних этих шагов будет недостаточно. Даже если ЕС и НАТО окажут поддержку Украине, они должны работать над решением проблем, связанных с Россией. Их главной стратегией должна быть демонстрация того, что хоть Запад и стремится защитить Украину, он готов к конструктивному сотрудничеству с Россией, при условии если Кремль докажет желание изменить курс.
Санкции должны оставаться, пока Кремль и пророссийские сепаратисты, которых он поддерживает, будут нарушать Минские договоренности, но важно начать диалог с Россией. Сначала необходимо урегулировать расхождения относительно предоставления Украине перспективы членства в НАТО. В конце концов, большинство европейских членов НАТО выступили против предоставления Украине перспективы членства. Вместе с оказанием все большей поддержки Украине ЕС должен стимулировать ее стать мостиком между Востоком и Западом, как Финляндия, Австрия или даже Швейцария сделали в прошлом.
На данный момент необходимо принять меры, связанные с исключением России из Большой восьмерки. Единственный возможный подход — это формат «5+1», который бы дал возможность пяти постоянным членам Совета безопасности ООН (Китаю, Франции, России, Великобритании и Соединенным Штатам), а также Германии вести переговоры с Ираном — для расширения взаимоотношений. Такой форум обратит внимание на разные глобальные и региональные вопросы, от Украины до Сирии, а дополнительным преимуществом будет увеличение участия Соединенных Штатов в регулировании кризиса в Украине.
Нужно обратить большее внимание на предотвращение военных просчетов и нежелательной эскалации, особенно учитывая существенный рост провокаций. Военный диалог между НАТО и российскими вооруженными силами мог бы значительно сократить эти риски. Такое сотрудничество может послужить первым шагом к коллективным усилиям главных государств, включительно с Россией, усилить архитектуру европейской безопасности. Контроль над традиционным и ядерным оружием должен быть важным вопросом в повестке дня. Также стоит рассмотреть концепции стратегического экономического сотрудничества.
Всеобъемлющая многосторонняя структура Организации Безопасности и Сотрудничества в Европе может послужить основой для движения вперед. Было доказано, что дипломатический и политический прогресс был возможен даже в течение холодной войны. России должен быть предоставлен шанс вдохнуть новую жизнь в эту работу.
Однако главная конечная цель должна быть четкой и недвусмысленной. Ни конфликт в Украине, ни диалог с Россией не должен нарушить принципы Хельсинского соглашения или Парижской хартии, заключенной в конце холодной войны. Главной задачей должно быть сотрудничество между Россией и Западом, направленное на то, чтобы подтвердить и усилить принципы Европейской безопасности и, в случае необходимости, добавить новые. Необходимо дать России понять, что ей желательно присоединиться к этим усилиям, иначе она рискует оказаться в еще большей изоляции.
Вольфганг ИШИНГЕР — бывший статс-секретарь в Министерстве иностранных дел ФРГ и бывший посол Германии в Соединенных Штатах и Великобритании, сейчас — председатель постоянной Мюнхенской конференции по безопасности.