Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Средний класс и кастовость Индии

28 января, 2008 - 19:40

26 января Индия отпраздновала свой национальный праздник — День Республики. Этот праздник возник, когда в этот день в 1950 году в независимой Индии вступила в действие первая индийская конституция, и Индия была официально провозглашена республикой. Что сегодня представляет собой Индия — страна с населением в 1 млрд. 130 млн. и стремительным экономическим ростом? Каков ее 200 миллионный средний класс,который в экономическом плане считается сегодня наиболее динамичной группой на планете?

Семь технологических институтов Индии находятся возле наивысших позиций мирового рейтинга, а предложения работодателей выпускникам индийских институтов менеджмента конкурируют с предложениями выпускникам знаменитых бизнес- школ США. В то же время, треть страны остается безграмотной. 300 млн. индийцев живут меньше чем на доллар в день — это четверть от всего количества бедняков в мире. Хотя с 1985 года более 400 млн. из миллиардного населения Индии поднялись выше беспросветной бедности — до пяти долларов в день. Еще 300 млн. последуют за ними в последующие два десятка лет, если экономика будет продолжать расти на более чем 7% в год. Увеличение численности населения будет значить, что все еще будут миллионы тех, кто находится за чертой бедности. Но их количество постоянно будет уменьшаться. На другой чаше весов — наибольшее количество долларовых миллиардеров, которые живут в Индии, после США и России.

Над стремительным ростом среднего класса Индии рассуждает профессор Ланкастерского университета Чакраварти Рам- Прасад в своей статье «Банкротство среднего класса Индии», которая была опубликована в британском журнале «Проспект». Индия родилась из расчленения, имеет тяжелую историю сепаратизма и содержит в себе невероятное языковое, этническое, религиозное и географическое разнообразие. Государственное единство еще не означает настоящего единства. Британская империя, а потом лидеры борьбы за независимость создали условия для воплощения давней идеи об едином национальном государстве. Шестьдесят лет существует действующее индийское государство, которое является растущей мировой силой. Но есть также недействующее индийское государство, которое так и не может воплотить в жизнь социальные цели.

У среднего класса Индии слабое гражданское чувство: его солидарность не распространяется на бедных и он не признает роли государства в своем подъеме. В целом он политически пассивен. Средний класс на всех стадиях развития — будь то XIX век в Европе, или Индия сегодня — обычно с недоверием относится к тем, кто не поднимался вместе с ними. Однако в более однородных обществах более достоверно то, что те, кто богаче будут заботится о тех, кто беднее. Тогда как обществам, в которых существует большое многообразие, сложно питать братские чувства.

Основа расчлененности индийского общества — древняя кастовая система, которая предусматривает сочетание браком внутри своих единокровных, родственных групп с наследственным родом занятий, считает профессор. Согласно традиционной кастовой иерархии, общество разделено на священнослужителей, воинов, торговцев, наемных работников и «неприкосновенных». Конституция Индии 1950 года стремилась пресечь такое разделение, однако кастовый обычай все еще остается реальностью.

Социальное разграничение каст усиливается религиозными отличиями — прежде всего, вследствие большого мусульманского меньшинства, которое делает Индию наибольшей мусульманской страной мира после Индонезии. В то время как индусы все еще сомневаются в «индийскости» мусульман, средний класс составляет приблизительно такой же процент мусульман, как и население в целом — около 13%. Стоит объяснить, что индусы — Hindu — это религиозная принадлежность, а индийцы — Indians — гражданская. Кастовые отличия характерны и для индийского ислама. Большинство мусульманских представителей среднего класса происходят из ашарафского или «благородного» секторов мусульманского общества.

Автор пишет, что индийцы среднего класса обычно не обременены обязательствами относительно бедных и считают, что уже сделали свой гражданский вклад — тем, что стали средним классом. Они сосредоточиваются на своих собственных нуждах, потому что преодолели трудности, чтобы оказаться там, где они сейчас, и все еще боятся скатиться вниз.

Процветающая Индия еще не обеспечила достаточной социальной инфраструктуры, чтобы сделать менее ужасной жизнь тех, кто «на дне». Частично это объясняется тем, что в государственном аппарате по сбору налогов длительное время имела место безалаберщина, а уклонение от налогов было нормой. А экономист Нимай Цель доказывает, что другой причиной плохой фискальной политики государства является закоренелое расположение индийского народа к частному, а не общественному обеспечению — модель, которая сохранилась с колониальных времен.

Кто же такие индийцы среднего класса? В соответствии с Индийским национальным советом прикладных экономических исследований, определение «средний класс» применяется к тем, кто зарабатывает от 4000 до 21000 долларов в год (при условии покупательной способности — от 20 000 до 120 000 долларов). Это подходит только для 60 млн. (менее 6%) населения. Недавнее исследование CNN- IBM и Hindustan Times предложило критерий, основанный на потреблении — имеется ли телефон, моторизированное транспортное средство и цветной телевизор. Под это определение среднего класса подпадает около 20% населения — а это 200 миллионов. Такая цифра объясняет, почему глобальный рынок считает индийский средний класс отдельной страной; почему «Мерседес», «Луи Виттон» и «Ролекс» обеспокоены положением дел в стране, где годовой ВВП на душу населения составляет всего лишь 750 долларов. Ведь 10 млн. индийцев могут купить самые дорогие мировые бренды, другие 50 млн. могут стремиться купить самые дешевые в этом ряду, а еще 140 млн. могут серьезно задуматься о покупке джинсов «Левис» и часов «Свотч».

Потребление — сдвиг расходов от потребностей до желаний — вот что чрезвычайно сильно отличает индийский средний класс от средних социальных групп прошлого. Средний класс использует образование для улучшения заработка следующего поколения, а потом, в случае успеха, для более тонких целей самореализации. Жизнь среднего класса приводит к спору между индивидуальностью и общиной: находясь в поиске новых путей самовыражения на работе и отдыхе, либо рискуя быть одиноким (уровень разводов растет), они все-таки пытаются сохранить дух общины и обязательно поддерживают своих родителей. Большое количество профессионалов в отрасли информационных технологий покупают машины своим родителям. В то же время, они усердно стараются не выходить за пределы своего круга (курортов, ресторанов и тому подобное).

Кастовая дискриминация становится более понятной, если рассмотреть «отсталые» касты. Самыми обделенными являются далиты — они присутствуют в списке Индийской конституции и составляют 16% населения. Но они почти не фигурируют в числе представителей среднего класса. Лишь 13% среднего класса вышли из «других отсталых классов» — кастовых групп, которые составляют около половины индийского населения.

Где индийское государство отсутствует — так это в повседневной жизни бедных: нет микрокредитов, рыночно-чувствительных субсидий, а собранные налоги не идут на ирригацию или дороги. В самых депрессивных сельских районах центральной Индии фермеры накладывают на себя руки — хотя виной всему дискриминационная политика Всемирной торговой организации, которая отдает предпочтение богатым западным фермерам, считает профессор Чакраварти Рам-Прасад.

Важность политических перемен лучше осознают те, кто еще не имел повода сконцентрироваться на потреблении. Зачастую наиболее политически активными в Индии являются бедняки — те, кто живет на 1— 5 долларов в день. Они дают большинство голосов политическим партиям. Это потому, что преимущественно только государственные действия могут изменить их жизнь. Если в районе нет приличной школы, если низшие касты подвергаются дискриминации, если ребенок болеет и нуждается в лечении, если по причине засухи происходит обвал рыночной цены на какой-то сельскохозяйственный продукт — они брошены на произвол судьбы. Но это те сферы, где может помочь эффективное государство. Инвестиции в здравоохранение в Тамилнаду, образование в Керала, дороги в Махараштри, целевая сельскохозяйственная помощь в Западной Бенгалии помогли бедным работникам. А политические партии, которые это сделали, имели успех в течение нескольких электоральных циклов.

Елена КАГАНЕЦ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ