Представительство Европейского Союза в Украине продолжает информационную кампанию «Строим Европу в Украине», цель которой – объяснить важность подписания Соглашения об ассоциации, распространение европейских ценностей и повышения уровня осведомленности украинцев относительно развития отношений Украины и ЕС. Юргис ВИЛЧИНСКАС занимает должность руководителя отдела прессы и информации Представительства ЕС в Украине. Он один из тех, кто в рамках этой программы посетил ряд украинских городов и городков, где непосредственно общался с местными общинами. Посетив Школу европейских студий с лекцией на тему «Европейская интеграция – взгляд из Брюсселя», он согласился на эксклюзивное интервью для «Дня».
- После Революции достоинства Украина вошла в сложный период модернизации. Как вы оцениваете проводимые сейчас реформы? Насколько они качественные и быстрые?
- Наверное, стоит говорить о реформах в конкретных секторах. И здесь хорошо просматриваем, что в одних областях реформы более успешны, в других - менее. Например, патрульная полиция одна из наиболее визуализированных реформ. Госзакупочная или банковская реформы менее видны, но они очень важны для будущего украинской экономики. Другие предлагаемые реформы – дерегуляция, которая поможет малому и среднему бизнесу, децентрализация, которая поможет местным властям стать ближе к людям, и другие – имеют дополнительные рычаги, чтобы жизнь граждан изменилась к лучшему.
Все мы – общество, дипломаты, эксперты – желаем, чтобы реформы реализовались за месяц. Чтобы Украина, как «спящая красавица», наконец-то проснулась, и все было хорошо, и был принц на белом коне. Однако в настоящей жизни так не бывает. Реформы имеют свою цену. И не забываем, что есть люди, которые просто не хотят реформ, поскольку при этом что-то теряют. Здесь важна политическая воля – дабы не бояться взять ответственность и открыто заявить, что некоторые реформы вначале будут некомфортными и пройдут не без усилий. Нужно видеть перспективу и понимать, что сегодняшние инвестиции бизнеса в поиск новых рынков и внедрение европейских стандартов принесут ощутимую прибыль в будущем.
- В своих интервью не раз отмечали, что Литва в свое время прошла такой же тяжелый путь. Что общего у сегодняшней Украины и Литвы 90-х?
- Я вижу общий энтузиазм и запрос на реформы у общества. А еще ситуация, в которой все реформы нужно проводить в кратчайший срок, поскольку много факторов давят на государство и его экономику. Чего-то ждать или по каким-то причинам откладывать перемены – не было времени у нас тогда, нет его у вас и сейчас. Другие совпадения – сейчас украинская система должна пройти те же препятствия – административную реформу, которая всерьез еще не началась, и другие реформы, которые помогут улучшить бизнес-климат и привлекут инвестиции.
- Вы также отметили, что у Литвы было больше политической воли. Стоит ли здесь понимать, что у постмайданного правительства Украины имеется меньше политической воли, чем у правительства Литвы после распада СССР?
- У нашей страны тех времен был очень четкий и вразумительный вселитовский консенсус. Европейская интеграция и членство в НАТО – это те политические проекты и приоритеты, к которым все политсилы изначально относились всерьез. Почему? Потому что все знали карту Европы и не видели альтернатив – только путь интеграции в европейские рынки и переход на новые стандарты. В итоге, политики, общественные деятели и общество четко видели смысл реформ, которые должны были привести Литву в семью, где она сможет быть независимой и развиваться экономически.
Когда говорим об Украине, то хотелось, чтобы эта воля оказалась более сплоченная. Вместе с тем, Украина сегодня столкнулась с множеством других очень важных проблем, которые нужно решать одновременно. Главные реформы, которые исходят из Договора об ассоциации, должны не только стать приоритетными, но и частью всенародного консенсуса.
- ЕС видит политическую волю украинской власти ломать прежнюю систему?
- Политическая воля – это такой элемент, который невозможно купить на рынке. Ее достигают исключительно кропотливым трудом. Здесь работа должна вестись и в Раде, и в обществе, и в регионах Украины. Иной раз наблюдаем сложные ситуации, когда становится трудно из-за того, что непростые решения, которых общество требует уже сейчас, не всегда принимаются. Но есть и ситуации, в которых политическая воля вершится.
- После подписания Договора об ассоциации Представительство ЕС в Украине поставило себе цель – посетить регионы Украины с программой мероприятий «Строим Европу в Украине». Во время реализации этой программы вы побывали во многих общинах. Что вы увидели и чем отличаются украинские города друг от друга?
- Разумеется, что страна весьма разнообразная, регионы имеют разный потенциал для того, чтобы, например, внедрить новые навыки на местах или заполучить европейские гранты, проекты. Регионы западной части страны более открыты заграничному сотрудничеству. Они имеют больше возможностей и по своей истории ближе к европейским столицам. В принципе проблемы во всех местах очень похожи, потому что люди хотят четкости – знать, куда идет страна, почему они должны платить высокие тарифы за энергию, хотят видеть перемены на местах и устали от риторики о реформах. Ожидания у представителей разных регионов схожи. Думаю, объединяет их и готовность, и страх к переменам. Главное, чтобы было понимание: нельзя продолжать делать то, что делали раньше.
– Соглашение о зоне свободной торговли между Евросоюзом и Украиной должно вступить в силу 1-го января 2016 года. В связи с этим, на что украинцам не следует рассчитывать и надеяться с началом года?
– Украинский бизнес не должен ждать, что рынки для продукции найдутся просто так. Для этого предварительно нужно проделать серьезную и кропотливую работу: поискать партнеров, изучить другой язык и т.п. Также нужно выполнить некоторые требования, касающиеся стандартизации продукции. Украинскому бизнесу крайне важно понять, что эти потребности после 1-го января никуда не денутся.
– Война на Донбассе повлияет на перспективу вступления Украины в Евросоюз? Насколько серьезная эта угроза?
– Нужно понимать, что сейчас мы не говорим о вступлении Украины в ЕС. Сам по себе военный, горячий конфликт в стране создает уйму трудностей. Это негативно влияет на реформы, ведь трудно должным образом сфокусироваться на реформировании страны, когда идет война. Здесь европейская позиция очень четкая: всеми своими усилиями мы хотим помочь выполнить договора, которые были подписаны в Минске. Необходимо, чтобы эта проблема решалась именно в таких рамках. Самое главное – чтобы решение проблемы на востоке страны негативно не повлияли на украинскую власть в вопросе целеустремленного углубления европейской интеграции.
– Политическая и экономическая евроинтеграция Украины рано или поздно состоится. Но как интегрироваться в Европу ментально? Какой должна быть «евроинтеграция в головах»?
– Все перемены и реформы нужно начинать с самого себя. Каждый гражданин должен понять, что ему нужно измениться: не давать взятки, выполнять работу добросовестно, помочь стране пережить трудный период своей волонтерской деятельностью. Это, на мой взгляд, самый большой ментальный мост. Если люди его перейдут, то это, безусловно, поможет реформам. Главное - что многие уже поняли это и начали жить по-другому.