Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Свои игры

С немецким планом урегулирования в Абхазии никто не согласился
21 июля, 2008 - 19:42
ФРАНК-ВАЛЬТЕР ШТАЙНМАЙЕР: «САМОЕ ВАЖНОЕ — ВОССТАНОВИТЬ ВЗАИМОДОВЕРИЕ И СОЗДАТЬ ПРИЕМЛЕМЫЕ УСЛОВИЯ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТА» / ФОТО РЕЙТЕР

Министр иностранных дел Германии Франк- Вальтер Штайнмайер побывал с Абхазии и в России, где вел переговоры о путях урегулирования конфликта на основе плана, получившего его имя. До него за несколько дней в Сухуми побывал уполномоченный МИД ФРГ по Кавказу Ханс-Дитер Лукас. На первый взгляд оба визита трудно назвать успешными. Президент Абхазии Сергей Багапш отверг план, так как он не предусматривает признания независимости республики и поэтому неперспективен. Есть замечания и у грузинской стороны. Государственный министр Грузии по реинтеграции Тимур Якобашвили сказал, что «Мы настаиваем на существенных дополнениях: фиксации сроков возвращения беженцев и определении дальнейшей судьбы российских миротворцев в регионе».

Требование Абхазией независимости категорически не устраивает Тбилиси. Москва со своей стороны навряд ли откажется от нынешнего статуса своих миротворцев в регионе, так как в противном случае у нее не будет возможности бряцать оружием, как это было в недавнем эпизоде с нарушением воздушного пространства Грузии. Присутствие российских войск в Абхазии под любым их наименованием является главным козырем России и от него она не откажется. Практически у заинтересованных сторон в этом конфликте нет точек соприкосновения. Как и в случае с Нагорным Карабахом из этого кавказского мелового круга выхода не просматривается. Тем не менее, в Берлине сочли возможным выступить со своим планом.

ПОД ГРОХОТ УЧЕНИЙ

Визит германского министра совпал с началом военных учений. В учебном центре министерства обороны Грузии 15 июля начались совместные грузино-американские военные учения Immediate Response- 2008 (Мгновенный ответ). Целью их является проведение миротворческих и спасательных операций, и проходят они на бывшей российской базе ВВС в Вазиане в 25 км от Тбилиси. В них принимают участие 1630 военнослужащих: 1000 человек из США, 600 из Грузии, офицеры из Азербайджана, Армении и Украины. Учения проводятся в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира». Кстати, когда Грузия потребовала вывода российских войск с этой базы и аналогичной в Гудауте, то Москва потребовала на это 15 лет, в 2002 г. сократила срок до 11—12 лет, в 2004 году — 7— 8 лет, затем — 3—4 года. Благодаря твердости грузинской дипломатии Россия уложилась в несколько месяцев. Это следует иметь в виду в вопросе пребывания в Украине Черноморского флота. Объемы вывода российских войск из Грузии не идут ни в какое сравнение с перемещением людей и техники из Крыма и других регионов Украины. Исходя из масштаба первоначальных требований Москвы, сроки вывода Черноморского флота следует увеличить минимум в 5 раз. Так что на выработке графика следует настаивать уже сейчас.

На учение в Грузии последовало российское алаверды. На следующий день на границе с Грузией начались масштабные военные учения «Кавказ- 2008». В них примут участие около 8 тыс. военнослужащих, в том числе части спецназа и горные бригады, и около 700 единиц боевой техники, а также свыше 30 самолетов и вертолетов. Учения пройдут на высоте более 2,5 тыс. метров в районе стратегически важных Рокского и Мамисонского перевалов, соединяющих Южную Осетию с Северной. Участники учений будут отрабатывать антитеррористические задачи. В то же время помощник главкома сухопутных войск России Игорь Конашенков сказал, что «с учетом того, что в последнее время обстановка в зонах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов резко обострилась, в ходе учений некоторыми воинскими частями будет отрабатываться решение и миротворческих задач». Заявленная численность российских войск, принимающих участие в учениях, представляется сильно заниженной. В маневрах участвуют военнослужащие полностью боеспособной 58-й армии, штаб которой находится во Владикавказе, две горные бригады, дислоцированные в Дагестане и Карачаево-Черкесии, 7-я горная дивизия ВДВ, штаб в Новороссийске. И это без подразделений 76-й воздушно-десантной дивизии из Пскова и десантно- штурмового полка 20-й мотострелковой дивизии. Генерал- лейтенант Юрий Неткачев, который командовал на Северном Кавказе армией, а затем был заместителем командующего Группы российских войск в Закавказье, считает, что численность войск на маневрах «Кавказ-2008» официально занижена, чтобы не приглашать на них большое количество международных наблюдателей. Возникает большое подозрение, что на таких учениях будут отрабатываться не только миротворческие операции. Слишком много в них задействовано «непрофильных» войск и боевой техники. В противном случае, чего было не пригласить даже большое количество наблюдателей. Доверия от этого только прибавилось. Легко можно поверить в то, что совпавшие во времени учения в Грузии и России плановые. Ведь о времени проведении «Immediate Response- 2008» известно было давно, и у российских военных и политических планировщиков было время подготовиться.

ДЕМОНСТРАЦИЯ УЧАСТИЯ

Проводимые в Грузии и России военные учения создали тот фон, на котором миссия Штайнмайера дала вполне ожидаемый результат. Представляется, что главной целью визита было обозначение более активного участия европейских государств в кавказском урегулировании. Во время своего визита в Берлин в июне, в беседе с канцлером ФРГ Ангелой Меркель Михаил Саакашвили пожаловался на отстраненность Европы, и в первую очередь ФРГ, от урегулирования конфликтов на территории Грузии. Как сказал источник в окружении Саакашвили, «Наш президент тогда упрекнул Меркель в том, что она, с одной стороны, не хочет пускать Грузию в НАТО, ссылаясь на нерешенность территориальных проблем, но в то же время не помогает Тбилиси в поиске выхода из тупика». Ответ, и довольно быстро, привез германский министр иностранных дел. Очень вероятно, что неудача его миссии Берлин очень устраивает. На предстоящей в декабре встрече министров иностранных дел стран НАТО и Германия, и Франция могут снова повторить свои аргументы против присоединения Грузии к ПДЧ, что позволит не портить отношения с Москвой. Пытались помочь мирному урегулированию, но не получилось.

Весьма вероятно, что рассмотренная модель отказа Грузии от присоединения к ПДЧ будет применена и к Украине. Конечно, с необходимой корректировкой. Вместо сепаратизма и территориальной целостности будут говорить о политической нестабильности, расколе в общественном мнении, высоком уровне коррупции и т.д. При этом никого из натовских союзников не смущает, что коррупция в Албании или Румынии никак не меньше, чем в Украине. Вторая уже в НАТО, а первая в Альянс уже фактически принята. Не без участия Киева и Тбилиси присоединение обеих стран к ПДЧ принято рассматривать в пакете. Не дают присоединиться Грузии, поэтому и Украине.

Во время своего визита в Киев Ангела Меркель, конечно, выслушает украинские аргументы в пользу присоединения к ПДЧ, но не более того. Как говорят американцы, don’t bother me with facts my mind is made- up — «не надоедайте мне фактами, моя точка зрения уже сформирована». Будет обещано, причем твердо, что в НАТО Украина вступит, но вопрос откладывается до греческих календ. Есть еще два фактора, довлеющих над германской дипломатией. Во-первых, неумолимо приближаются очередные парламентские выборы, и христианским демократам не очень хочется делать резких движений, когда поддержка их канцлера превышает 60%. Так бы и дальше — тихо и уверенно. Во-вторых, в немецком общественном мнении преобладает мысль, что безопасности Европы ничто существенно не угрожает в военном отношении и расширять НАТО при оппозиции России нет особой необходимости. Идти против течения с учетом первой составляющей нет никакого желания. К тому же весьма вероятно, что следующим президентом США будет Барак Обама, а его внешнеполитический курс неизвестен, но очень похоже, что он не будет столь жестким как при Буше или Маккейне. Нарываться на проблемы с Москвой означало бы дать Парижу фору и возможность перехватить инициативу на российском направлении. Такого в Германии не поймут. Но и совсем забросить Южный Кавказ тоже не с руки. Поэтому обозначение присутствия на данном этапе вполне достаточно. С этой задачей германская дипломатия вполне справилась, чем она в ближайшее время и ограничится.

Россия со своей стороны от такой инициативы Берлина тоже не в накладе. Такая интернационализация позволяет несколько ограничить потенциальные и фактические возможности американцев в столь важном в стратегическом отношении регионе и обеспечить достаточную свободу своих действий, в частности, в давлении на Грузию. Прикрытием может стать предлагаемый немецким планом отказ от силовых действий. Оппозиция этому Тбилиси будет истолкована в Европе отрицательно, чего Москва и добивается. От такой своей игры всех заинтересованных сторон урегулирование конфликта вряд ли приблизится.

Юрий РАЙХЕЛЬ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ