Невероятный рост Владимира Путина к вершине власти в России в 1999—2000 годах частично был результатом консенсуса элиты относительно важности восстановления порядка в российском государстве после десятилетия внутреннего кризиса и международного унижения. Его взлет был невероятным, ведь Путин не был профессиональным политиком, а человеком, чье мировоззрение было сформировано опытом работы в КГБ, учреждении, которое действовало вне общественного контроля, не побаиваясь правовых или других ограничений.
Мировоззрение Путина, однако, далеко не является уникальным в России. С первых дней пребывания в Кремле он зарекомендовал себя как классический российский консерватор — «государственник» в погоне за укреплением официальных институтов национальной власти.
Основной целью Путина является обеспечение выживания России, ее защита от угроз территориальной целостности, политическому суверенитету и национальной идентичности. Так же, как сотрудники КГБ изображали себя последними защитниками советского государства, так и Путин считает, что только он один способен эффективно противодействовать угрозам России. В этом смысле он является survivalist (лицом, которое любой ценой хочет остаться в живых, — Ред.) и который считает, что у него нет выбора, кроме как удержаться при власти. И, как офицер КГБ, он превращает людей в активы, которые будут способствовать его целям.
Внутри страны в прошлом году Путин сосредоточился на борьбе с его противниками — кооптируя одних и запугивая других, превратив российскую правовую и карательную систему в откровенный инструмент репрессий. За рубежом, он начал смягчать невосприятие России в результате ряда внешних политических и экономических потрясений.
На Ближнем Востоке, Путин видит реальную угрозу для выживания России со стороны исламистских партий, которые пришли к власти в преимущественно суннитских мусульманских странах на волне арабских революций. Эти партии сместили баланс сил в регионе не в интересах светских правительств, и Путин обвиняет США в усилении таких партий через свои попытки навязать демократию региону.
Учитывая опыт борьбы России с коренными группами боевиков, которые получали поддержку со стороны арабских экстремистов, Путин считает, что внутренняя стабильность России нуждается в сильных лидерах на Ближнем Востоке, которые могут держать в узде экстремистов, — и с кем он может непосредственно иметь дело. Это помогает объяснить, почему политика Путина на Ближнем Востоке опирается на тесные отношения с Сирией (то есть, с режимом президента Башара аль-Асада), Ираном и Израилем. Эти три страны разделяют — хотя и по различным причинам — обеспокоенность России касательно религиозно-вдохновенных политических сил, возникших на Ближнем Востоке.
Между тем, мировая экономика продолжает быть угрозой для российского государства. С момента первого прихода к власти Путин стремится укрепить статус России и ее положение на мировой арене на основе лучших экономических показателей. В нескольких выступлениях Путин подчеркнул свое мнение, что сосредоточивая внимание на экономически-разрушительной погоне вооружений со США, Советский Союз вел не ту войну с Западом в период холодной войны.
По мнению Путина, Советский Союз упал под весом своих долгов. Поэтому выживание российского государства зависит от ее фискальной и экономической мощности, которая также гарантирует ее суверенитет.
В 2000-х годах, во многом благодаря высоким ценам на нефть, Путин выплатил долги государства. Он создал огромные валютные резервы, что позволило смягчить удар глобального экономического кризиса в 2008 году. Поскольку цены на нефть выросли с 2000 по 2008 год, Путин был во главе государства в период быстрого роста ВВП, который поставил Россию на путь, чтобы стать пятой по величине экономикой в мире.
Экономический рост заменил военную мощь как важнейший показатель успеха России, что обеспечило ей место рядом с Бразилией, Индией, Китаем и Южной Африкой в так называемой группировке больших развивающихся экономик, — БРИКС. Рост России способствовал созданию рабочих мест, росту доходов, поддержанию на протяжении десятилетия внутренней стабильности.
Однако будущее России выглядит значительно менее радужным. Рост экономики замедлился. Большинство экономистов считают, что в настоящее время Россия не может поддерживать ежегодный рост ВВП выше 2% без нового стойкого роста цен на нефть. Но рост в 2% (приличный уровень для развитой экономики) будет представлять собой серьезный удар по позициям России и личному престижу Путина и может поставить под угрозу внутреннюю стабильность, если в критических отраслях промышленности будут теряться рабочие места.
Путин в растерянности относительно того, как противостоять угрозе, вызванной медленным ростом. Главным его ответом на этот вопрос до сих пор остается «Евразийский союз» — расширенная версия нынешнего Таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном. Это позволило бы обеспечить платформу для возобновления торговли, транспорта и других связей между бывшими советскими республиками и таким образом захватить региональные рынки для российской продукции, гарантировать рабочие места в России и восстановить политическое влияние России в ее прежнем соседстве.
Но пытаясь восстановить доминирующее положение в экономике и политике соседних стран, Россия рискует вызвать политическое напряжение в отношениях с Европейским Союзом. В ноябре этого года на саммите «Восточное партнерство» в Вильнюсе ЕС будет принимать решение относительно того, подписывать ли Соглашение об ассоциации с Украиной. Путин видит в этом угрозу для экономических интересов России, потому что Украина вряд ли присоединится к его Евразийскому союзу, если будет связана с ЕС. А без Украины Евразийский союз будет неполноценным.
Государственническая направленность Путина и его подход выжить любой ценой в борьбе с вызовами России, кажется, приведет его обратно к старым формулировкам, которые ставят его в невыгодное положение по отношению к США и Западу. В Сирии, Путин застрял, поддерживая Асада, когда тот убивает своих граждан. В своем собственном соседстве, Путин ратует за воссоздание Советского Союза-lite, успех или неудача которого теперь зависит от решений, которые принимаются в Киеве, Брюсселе и Вильнюсе, а не в Москве. В обоих случаях, Путин рискует спровоцировать гнев других и вызвать еще большее невосприятие России.
Проект Синдикат для «Дня»
Фиона ХИЛЛ, старший научный сотрудник в Институте Брукингса, автор вместе с Клиффорд ГЕДДИ книги «Путин: оперативник в Кремле»