Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ударная волна китайского обвала

На фоне падения фондового рынка в Поднебесной греческий кризис может оказаться мелкой неприятностью
14 июля, 2015 - 13:21
ФОТО REUTERS

Европа занята Грецией. Однако на ее фоне произошло не менее, а возможно, и более важное событие. В Китае обвалился фондовый рынок. Стоимость ценных бумаг, которые на нем котировались и продавались, уменьшилась более чем на 30%. Для сравнения, в октябре 1929 года в результате обвала и биржевой паники в США рынок снизился на 40%, потерял в стоимости около $30 млрд, что по нынешнему курсу составляет $600 млрд. Как отмечает The Wall Street Journal, в результате падения китайский фондовый рынок потерял 3,5 трлн юаней, или $572,21 млрд. Другими словами, почти столько же, сколько в Нью-Йорке в октябре 1929 года. Проблемы в китайской экономике по возможным последствиям кратно превосходят греческие.

До недавнего времени рост ВВП Китая выражался двузначными цифрами. Однако уже в 2012 году он начал замедляться. Прошлый год завершился показателем 7,3%, в первом квартале 2015 года экономика Китая замедлилась до 7% в годовом выражении.

В этих условиях власть начала стимулировать рост экономики увеличением кредитования. Одновременно Народный банк Китая (НБК) несколько раз понижал ключевые процентные ставки, что должно было привести к снижению ставок по кредитам для реального сектора — населения и бизнеса. Потом были смягчены правила покупки жилья. Следом были снижены требования к банковским резервам, чтобы финансовые организации выдавали кредиты.

Однако эти действия эффекта не дали, прогнозы по ВВП Китая меняются только в худшую сторону. Импорт, объемы производства и рынок жилья продолжают снижаться. Так возник пузырь на кредитном рынке.

Его явным признаком является превышение роста объемов кредитования над ростом объема ВВП. Когда объем кредитования растет на 15-20% против роста экономики в 7%, то можно говорить о кредитном пузыре. Именно такая ситуация сейчас наблюдается в КНР. С мая 2014 года китайцы ежемесячно брали по 700 млрд юаней кредитов (более $110 млрд), что составляет 57 трлн юаней в годовом исчислении, то есть объем кредитования в 2014 году был примерно равен 15% от ВВП. В январе 2015 года кредитование в Китае взлетело до 1,4 трлн юаней за месяц, в два раза больше, чем темпы 2014 года, что составляло уже почти 30% роста долга к ВВП.

Стимулирование кредитования привело к тому, что банки получали ликвидность, но большую часть средств стали вкладывать не в реальный сектор, а в фондовый рынок. Потому что это выгодней. Купля и продажа акций и других ценных бумаг дает быстрый доход и не требует приложения значительных усилий. Все это и способствовало надуванию пузыря уже на фондовом рынке. На начало июня долги, связанные с маржинальным финансированием — инвесторы покупают акции на заемные средства — выросли почти в пять раз — до 2 трлн юаней ($323 млрд).

Начавшийся обвал во второй половине июня произошел после того, как Народный банк Китая, ничего не объясняя, вывел часть средств из финансовой системы страны. Это было сделано, чтобы охладить перегретый фондовый рынок. Инвесторы расценили такой ход как конец монетарного стимулирования. Это сразу вызвало обвал китайских акций.  

Еще одним следствием лопнувшего кредитного пузыря является большая задолженность физических лиц. Средний класс Китая, а также многие пенсионеры больше всех пострадали. Более 100 млн человек брали кредиты и вкладывали их в акции и ценные бумаги. Теперь обвал фондового рынка ударит по ним, так как отдавать кредиты многим просто нечем. Так финансовая проблема превращается в социальную.

За годы экономического роста власти стимулировали жилищное строительство, и многие брали кредиты и играли с ценными бумагами ради того, чтобы получить средства на приобретение жилья. Особенно много таких в крупных городах. В результате, построенные дома стоят пустыми, и перед многими строительными фирмами возник призрак банкротства. Легко проследить цепочку, которая идет от строителей к металлургам, химикам и т.д.

В создавшихся условиях китайские власти начали административное регулирование рынка. Комитет Госсовета по контролю и управлению госимуществом КНР временно запретил государственным компаниям страны продавать свои акции на биржах. Также было решено усилить финансовую поддержку China Securities Finance (CSF) — государственного института, обеспечивающего маржинальное финансирование для брокеров. По решению регуляторов капитал этой структуры будет увеличен до $16 млрд.

Обвал фондового рынка Китая уже потянул за собой снижение индексов на азиатских биржах. Так, главный индекс Гонконгской фондовой биржи Hang Seng сократился на 1458 пунктов — до 5,84%. Снижение ключевого индекса Токийской фондовой биржи Nikkei превысило 3%. Австралийский фондовый индекс S&P/ASX 200 также отреагировал на ситуацию на китайских фондовых биржах падением на 2%.

В России, несмотря на китайские финансовые и экономические проблемы, излучают оптимизм. Ситуация на фондовом рынке Китая не ударит по России, заявил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Его слова приводит РИА Новости. «Мне кажется, китайские коллеги — Народный банк Китая и регулирующие органы — смогут справиться с этой ситуацией. Она не должна разрастись до тех масштабов, чтобы угрожать нашим проектам, нашим инвестициям и нашей внешней торговле».

Конечно, у китайских властей есть значительные финансовые ресурсы и инструменты для охлаждения и дальнейшей коррекции рынка. Насколько их действия будут эффективными, зависит от очень многих факторов, как внутри, так и вовне Китая.

Обвал фондового рынка является не только экономической, финансовой или социальной проблемой. Он может иметь серьезные политические последствия. Компартия Китая уже давно сталкивается с проблемой сочленения рыночного хозяйства и авторитарной политической системой, прикрытой красными коммунистическими знаменами. На перерождение партийного аппарата обращал внимание еще Дэн Сяопин. Генеральный секретарь Си Цзиньпин начал тотальную борьбу с коррупцией вплоть до самого высшего уровня, но  ничего не помогает. 

Как сообщает гонконгский журнал «Чжэнмин», в середине июня в Пекине состоялось расширенное заседание Политбюро ЦК КПК, в котором приняли участие первые руководители страны, а также члены партийной группы Всекитайского собрания народных представителей и другие высокопоставленные партийные функционеры. На этом заседании Си Цзиньпин заявил, что компартия стоит на пороге гибели, и призвал смело смотреть в лицо этой реальности.

На заседании, которое длилось 11 часов, был зачитан доклад по результатам инспекторских проверок. Среди кризисных ситуаций отмечалось, что компартия Китая утратила свою идею и ориентиры.  Сколько ни рубят щупальца, но коррупция и разболтанность в организациях компартии привели к потере доверия в обществе. Чиновников судят, но масштабные злоупотребления, превышение полномочий, использование власти в личных целях, торговля должностями усиливают недовольство и гнев народа, моральная испорченность и развращенная жизнь партийных и государственных чиновников, а также государственных служащих распространяют в обществе атмосферу ненависти к чиновникам.

Очевидно, китайское руководство осознает масштаб проблемы и начинает прибегать к экстраординарным мерам. С июля 2015 года Си Цзиньпин изменил правила клятвы чиновников в верности партии. Они в будущем будут присягать на верность конституции, а не компартии. В новой присяге последняя даже не упоминается. Это может быть чисто символическим жестом, а может означать начало кардинальных политических реформ.

На новостях из Греции и Китая августовские фьючерсы на нефть Brent снизились до $59,65 за баррель. Стоимость пшеницы с поставкой в сентябре опустилась на площадке Чикагской торговой биржи на 2,3%, кукуруза и соя подешевели на 1,5%. Это уже напрямую касается нашей страны. Цена золота с немедленной поставкой опустилась на 0,2% — до $1166,15 за унцию. Стоимость меди с поставкой через три месяца упала на 3,6% — до $5550 за тонну.

И еще один фактор, с которым придется считаться Украине. В период кризиса уменьшаются возможности получения кредитов, а также привлечения инвестиций. Нашим руководителям придется еще активней работать над созданием более привлекательных условий для инвесторов, чтобы они вкладывали деньги именно в нашу страну.

Сейчас спекулятивный и так называемый горячий капитал устремился в США. На этой основе растет доллар, а курс других валют по отношению к нему снижается. Это относительно короткие деньги, но их тоже можно привлечь для пользы Украины. Надо только серьезно постараться.

Юрий РАЙХЕЛЬ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ