Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Угроза, нависшая над Сектором Газа

12 января, 2009 - 20:51

Ежедневно с территории Сектора Газа, находящейся под властью ХАМАС, большим количеством ракет «Хассам» производятся обстрелы израильских городов. Израильские политики соревнуются друг с другом в том, кто предложит самые жесткие ответные действия. В такой ситуации у Израиля сегодня остался только один вопрос: следует ли осуществить вторжение или не следует? Но ни одна из сторон не свободна от противоречий: и те, и другие пытаются разрешить неразрешимую головоломку.

Как правительство ХАМАС необходимо оценивать по его способности обеспечить безопасность и надлежащее управление населению Сектора Газа, но как движение ХАМАС не может предать свою основную цель — уничтожение израильского оккупанта. В конце концов, ХАМАС избирали не для того, чтобы установить мир с Израилем или улучшить отношения с Соединенными Штатами. Какими бы обнадеживающими ни казались некоторые отдельные признаки движения к политическому реализму, на повестке дня у ХАМАС не стоит задача предать сам смысл своего существования посредством одобрения Аннаполисского мирного процесса, возглавляемого США.

Атакующие действия ХАМАС не являются попыткой втянуть Израиль в дорогостоящее вторжение, которое может подорвать власть этой организации. Она, скорее, преследует цель установить баланс постоянной угрозы, поддерживая конфликт слабой интенсивности, даже если наступит новое временное перемирие.

Хорошо вооружившаяся ХАМАС, ставшая сегодня чрезвычайно высокомерной, считает, что подобное временное перемирие может быть установлено только в обмен на новые уступки со стороны Израиля и Египта. К подобным уступкам относятся открытие границ Сектора Газа, в том числе перехода Рафа, контролируемого Египтом, освобождение арестованных Египтом членов ХАМАС, прекращение операций Израиля против активистов ХАМАС на Западном берегу, а также право отвечать на любые намеки нарушения Израилем договоренности о прекращении огня.

Но используемая ХАМАС политика балансирования на грани войны — это опасная игра, поскольку низкоинтенсивный конфликт может легко перерасти в масштабную военную операцию, если его ракеты приведут к слишком большому числу жертв с израильской стороны. Вообще-то, высшие руководители Израиля уже одобрили планы армии по вторжению в Сектор Газа. Осталось только установить точные сроки и объявить формальный повод к войне.

ХАМАС играет с огнем и на египетском фронте, надменно нарушив инициированный Египтом процесс примирения с Организацией освобождения Палестины, возглавляемой Махмудом Аббасом, и пообещав расстроить планы Египта и Саудовской Аравии по продлению срока председательства Аббаса до 2010 г. ХАМАС четко заявила о своем намерении назначить следующим президентом председателя палестинского парламента (члена ХАМАС, находящегося сейчас в израильской тюрьме), как только 9 января окончится официальный срок полномочий Аббаса.

Радикализм ХАМАС не лишен политической цели — уничтожить все остатки договоренностей между двумя странами. Скромные результаты мирного процесса, начатого в Осло, рассматриваются ХАМАС как доказательство его твердой убежденности в том, что соглашения, принятые в Осло, были обречены на провал и что Израиль и Америка никогда не стремились уважать минимальные национальные интересы Палестины.

Но хотя ХАМАС никогда не была безразлична к ежедневным политическим расчетам, нельзя сказать, что она занимается ими всерьез. Являясь по своей сути религиозным движением, идея которого заключается в том, что будущее принадлежит Исламу, организация ХАМАС рассматривает себя как силу, участвующую в длительной вооруженной борьбе за освобождение всей Палестины.

Принятая ХАМАС политика балансирования на грани войны также не является абсолютно иррациональной, поскольку неудачная попытка уничтожить «Хизбаллу», предпринятая Израилем в 2006 г., привела к тому, что впервые в истории страны высшее военное руководство поддерживает отказ от вооруженных действий и активно сдерживает воинствующие устремления членов правительства. Нежелание Израиля вторгаться в Сектор Газа объясняется трезвым анализом смысла подобного шага. Более того, министр обороны Эхуд Барак, лидер Партии труда, может заплатить высокую политическую цену во время выборного сезона за поддержку очередного временного перемирия, периодически нарушаемого ХАМАС.

Вторжение на такую маленькую и густонаселенную территорию, население которой систематически используется в качестве живых щитов, обязательно приведет к обвинению израильских солдат в военных преступлениях. Какими бы оправданными ни были действия Израиля и как бы не критиковало международное сообщество репрессивный режим ХАМАС, широкое освещение средствами массовой информации жертв среди мирного населения очень скоро создаст репутацию злодея Израилю, а не ХАМАС. К тому же, повторная оккупация Сектора Газа вынудит Израиль вновь взять на себя полную и исключительную ответственность за полтора миллиона палестинцев, находящихся сегодня под контролем ХАМАС.

Но даже если Израиль и готов заплатить цену резкого международного осуждения, остается неясным, что можно считать успехом в подобной войне. Является ли реалистичным вариантом свержение режима ХАМАС? Правительство Исмаила Ханийа может исчезнуть, но ХАМАС останется мощной внутренней организацией в Палестине, вокруг которой будет объединяться все население. И даже после возобновления оккупации и развертывания израильских танковых дивизий по всему Сектору Газа, по-прежнему будут запускаться ракеты «Хассам». Для оккупанта это будет наихудшим унижением.

И, наконец, после того, как остаткам мирного процесса будет нанесен смертельный удар, а кладбища в Израиле и в разоренном Секторе Газа пополнятся новыми жертвами, Израиль захочет вывести войска и начнет переговоры об очередном прекращении огня со... все той же ХАМАС.

Шломо Бен Ами — бывший министр иностранных дел Израиля, в настоящий момент является вице-президентом Международного центра за мир в Толедо и автором книги «Шрамы войны и раны мира: израильско-арабская трагедия».

Шломо Бен АМИ. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ