Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Успокоить Кавказ

23 октября, 2006 - 19:30

В ситуации, в которой оказалась Грузия — крошечный бастион демократии на южном фланге России, — мы должны увидеть для себя очень важный сигнал: обостренное политико-экономическое противостояние между этими двумя странами ясно показывает границы американского и европейского влияния на постсоветском пространстве.

Кризис разразился несколько недель назад, когда Грузия, известная «революцией роз» 2003 года и прозападным президентом Михаилом Саакашвили, арестовала нескольких россиян, обвинив их в шпионаже. В конце концов подозреваемых передали России, однако Москва отреагировала на происходящее с чрезмерной жесткостью: прервала с Грузией транспортное и почтовое сообщение и депортировала многих живущих в России грузин, закрыв принадлежащие им российские предприятия.

Для Запада, конечно, особого убытка в этом нет. Однако эскалация существующих трений может иметь серьезные последствия по таким вопросам, как доступ западных стран к проходящему через Грузию нефтепроводу из Каспия, рост российского влияния в так называемом «ближнем зарубежье», а также возможность всплесков насилия в нестабильном кавказском регионе.

В основе нынешнего противостояния — желание Грузии вступить в НАТО в 2008 году и вернуть обратно два региона, отколовшиеся от нее в результате кровавых войн, последовавших в начале 90-х годов прошлого века, после распада Советского Союза. В Абхазии и Южной Осетии сегодня в соответствии с мандатом ООН размещены российские миротворцы. Ни для кого не секрет, что Москва поддерживает стремление этих регионов к независимости и хотела бы, чтобы они оставались в сфере ее влияния. Допускать расширение границ НАТО до восточной части Черного моря и до подбрюшья России в Москве тоже не намерены.

Больше всего весь регион боится, что любой неверный шаг президента России Владимира Путина или Саакашвили может спровоцировать новые всплески насилия, после которых вооруженный до зубов Кавказ опять заполыхает, а в граничащих с Россией странах снова поднимется этнический сепаратизм.

Картина осложняется еще и тем, что Запад настаивает на признании независимости Косово, бывшей области Югославии, права на которую предъявляет союзница России Сербия. Путин считает косовский процесс обоснованием признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Кроме того, хотя вслух об этом никто говорить не будет, перспектива независимости замаячит и перед другими территориями, которые Россия хочет либо иметь в своем составе, либо более жестко, чем сегодня, контролировать: это, например, некоторые части Украины и Молдовы, спорный Нагорный Карабах, а также некоторые области в Центральной Азии.

Если США и Европа не попытаются уже сегодня всерьез воспринять совершенно реальные опасения России по поводу вторжения НАТО в ее пространство, в долгосрочной перспективе что-либо противопоставить действиям России по укреплению своего периметра они уже не смогут. Путин знает, что инициатива в этом регионе принадлежит ему. Пусть хоть весь мир возражает против его жесткой антидемократической тактики: большая часть российского народа его безоговорочно поддерживает, а страна получает огромные прибыли от торговли энергоносителями. В политическом плане он нужен Западу для решения таких серьезных кризисов, как иранский и северокорейский; в экономическом же — Западная Европа зависит от поставок российских нефти и газа.

Однако краткосрочные действия тоже нужны. Запад может внести свою лепту в урегулирование грузино-российских противоречий тем, что четко укажет на опасности, которыми чревата эскалация конфликта и возможная война за отбившиеся от Грузии регионы. В прошедшие выходные госсекретарь США призвала к тому, чтобы «победили те, у кого более холодная голова». Саакашвили, без какой-то необходимости спровоцировавший этот кризис, поступил достаточно умно, заявив, что проблема сепаратизма не будет решаться быстро и точно не будет решаться военным путем. Москва тоже поступит умно, если найдет приличествующий случаю способ отступить.

Christian Science Monitor, 23 октября 2006, перевод ИноСМИ.Ru
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ