Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Валютные фантазии России

Домашняя заготовка» Кремля к саммиту G-20
30 марта, 1996 - 19:43
НЕКОТОРЫЕ ЭКСПЕРТЫ УЖЕ СПИСЫВАЮТ ДОЛЛАР. НО ПОКА ЧТО ЭТО БОЛЬШЕ ПОХОЖЕ НА ФАНТАСТИКУ

К такому значимому для всей планеты событию, как предстоящий в начале апреля в Лондоне саммит глав государств и правительств так называемой G-20 (Группы двадцати), разные участники готовятся по-разному. Например, на завершившемся недавно очередном заседании Европейского совета (главного исполнительного органа Евросоюза) первые лица входящих в него государств подтвердили свою принципиальную позицию выступить на предстоящем лондонском форуме с единых позиций по основным проблемам борьбы с кризисом. А ведь, напомним читателям, в Группу двадцати, наряду с Европейским Союзом в целом как организацией, входят и отдельные крупнейшие его члены — Германия, Франция, Великобритания и Италия. Тем не менее, ни одна из них не поставила свою эгоистичную позицию впереди согласованного мнения всех 27-ми государств, входящих в эту крупнейшую и наиболее эффективно работающую интеграционную группировку.

Кроме того, в ходе саммита ЕС европейские лидеры утвердили один весьма важный документ — важный и в общеевропейском масштабе, и особенно — для стран постсоветского пространства. Речь идет о программе «Восточного партнерства», нацеленной на развитие многостороннего сотрудничества с Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной. Такая программа, если ее осуществят согласно планам, будет иметь поистине исторический характер с точки зрения расширения общеевропейского экономического и социально-культурного пространства.

Что же, как говорится, с таким конструктивным багажом Евросоюзу можно смело выходить на общемировой форум.

Увы, совсем иными на этом фоне выглядят предложения России. Сравнивая их — даже не по масштабам, а по реальности осуществления — с предложениями ЕС, невозможно не вспомнить старую пословицу: в историю можно войти, а можно и вляпаться...

Как говорится, грубо, но сказано точно. Судите сами, уважаемые читатели. Главное предложение России Лондонскому саммиту заключается в том, чтобы — ни много, ни мало — отбросить американский доллар в качестве мировой валюты и перейти к некоей «наднациональной резервной валюте» без названия. Мы ничего не утверждаем, но если в этом предложении хотя бы на один процент содержится мечта кремлевских чиновников о замене доллара российским рублем, то здесь остается вспомнить еще одну старую пословицу: нашему бы теляти да волка съесть...

Ведь до сих пор российской общественности ничего не говорят о реальных причинах, мешающих переходу на единую валюту даже с Беларусью (о чем на самом высоком уровне говорится уже много лет) и введению общей валюты с другими странами — ближайшими партнерами Российской Федерации по Евразийскому Экономическому Сообществу (ЕврАзЭС). А ведь совсем еще недавно представители российской власти активно озвучивали это предложение. Так почему же остается нереализованной идея введения вышеупомянутой единой валюты даже на ограниченном пространстве России и нескольких наиболее близких ей соседних стран СНГ? Или хотя бы использования рубля в качестве так называемой региональной резервной валюты, о чем еще совсем недавно также говорили со всех трибун?

К сожалению, российским средствам массовой информации далеко по демократичности до своих украинских коллег, поэтому рядовой российский гражданин практически ничего не слышит об элементарных причинах, объясняющих отсутствие прогресса на указанных выше направлениях. Во-первых, любой нормальный и честный экономист ответит, что для введения в какой-либо группе государств новой единой валюты (либо использования валюты одного из этих государств в качестве региональной резервной) необходимо как минимум, чтобы доля взаимного товарооборота и инвестиций, которые бы опосредовались новой единой валютой, была достаточно велика. Мы же уже напоминали читателям, что сейчас она в общем объеме товарооборота и инвестиций стран СНГ незначительна. И особенно это касается России. Вдумайтесь: страна устами своих высших руководителей называет сотрудничество в рамках СНГ важнейшим направлением своей внешнеполитической деятельности, а в это самое время доля СНГ в ее внешнеторговом обороте в 2006—2007 годах не превышает 15 процентов! Ну, о какой другой общей (или единой) валюте здесь можно говорить, если весь остальной товарооборот стран-членов СЭВ измеряется в тех же самых долларах США, да и не может измеряться ни в чем ином!

Вторым очень важным условием существования единой валюты в любой интеграционной группировке должна быть безусловная и свободная возможность ее конвертируемости в основные мировые валюты и наоборот. Иными словами, любой представитель любого иностранного государства (будь то частное лицо, предприниматель либо государственный орган) должен иметь возможность в любой момент обменять эту новую единую валюту (либо резервную валюту, используемую группой государств) на доллары и евро, британские фунты стерлингов и швейцарские франки. Причем сделать это не только на территории стран, входящих в саму группировку, но и на своей собственной территории.

Вот теперь скажите, уважаемые читатели: вы можете поверить, что на территории США и Великобритании, Франции и Германии любой гражданин и предприниматель, зайдя в банк или обменный пункт отеля, мог бы достать из кармана пачку российских рублей и поменять их на любую основную мировую валюту? Ответ очевиден. И точно такой вопрос беспокоит граждан и предпринимателей той же Беларуси и других стран, входящих в ЕврАзЭС. Да, на территории своих государств они свободно обменяют рубли на свои национальные валюты и обратно (кстати, к украинской гривне это тоже относится). Но, повторимся, за пределами своих государств им никогда не обменять рубли на основные мировые, по-настоящему свободно конвертируемые и используемые как резервные валюты. Так какой же им резон ставить под угрозу собственные валютные системы и экономики в целом, переходя на абсолютно ненадежную валюту?

Читатель, может быть, спросит: а почему же так происходит с валютами? Да потому, что сама возможность конвертации валюты любой страны элементарным образом зависит от реальной товарной массы, производимой на территории интересующей нас страны и экспортируемой ею. В России в докризисный период, напомним читателям, совокупная доля минеральных ресурсов и полуфабрикатов в экспорте составила более 80 процентов, в то время как удельный вес машин, оборудования и транспортных средств отечественного производства в экспорте не превысил и 4,5 процента.

Спрашивается, кто (а главное — что) сможет в такой ситуации купить на нашей территории за российские же рубли? Импортные товары любых сортов и марок, которыми забиты полки российских магазинов и склады? Так все это дешевле купить без трудностей и неизбежных издержек на обмен прямо по месту производства — то есть за те же доллары, евро или, между прочим, китайские юани. Тот же, кто едет в Россию с туристическими или с какими-то иными личными целями, всегда на российской территории купит необходимые ему рубли в обмен на любую мировую валюту. Точно так же, как в Индии он купит рупии, а на арабском Востоке — динары. И никаких мировых потрясений для этого не потребуется.

Кстати, мы упомянули китайский юань. Так вот, если кто в будущем и сможет составить реальную конкуренцию доллару США в качестве мировой резервной валюты, так это, скорее всего, именно юань КНР. Он опирается, во-первых, на самые большие в мире золотовалютные резервы в размере 2 трлн. долларов (нерастраченные, в отличие от России, где уже более 35 процентов ушло на «помощь» бизнес-структурам, приближенным или лояльным власти), во-вторых, что еще важнее, на гигантскую массу реально производимых в стране и экспортируемых по всему миру товаров. Но обратите внимание — Китай пока что вопрос об отказе от доллара не ставит и громогласных заявлений по этому поводу не делает.

Так что, возвращаясь к поднятому нами вопросу, вряд ли кто из серьезных экономических игроков оценит российские предложения. Кто же в здравом уме поддержит отказ от доллара или евро, легко и свободно принимаемых к обмену в любой точке земного шара, и переход неизвестно к чему? А то ведь, действительно, можно вляпаться в историю...

Олег ЧЕРКОВЕЦ, доктор экономических наук, г. Москва
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ