Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вечный аргентинский долг

30 августа, 2004 - 20:03

Финансовый кризис, произошедший три года назад в Аргентине, стал во многом показательным. Накопив значительный внешний долг в более чем сто миллиардов долларов, Буэнос- Айрес оказался неспособным его выплатить. Как результат — государство объявило дефолт. Случай чем-то поучительный для других стран (в том числе и для Украины). Зависимость «должников» от кредиторов делает более уязвимой их действия в области как политики, так и экономики. Как можно разрешить «долговую проблему»? Какие реальные последствия (и причины) зависимости стран третьего мира?

Экономическое положение Аргентины тяжело назвать успешным или даже многообещающим. Кризис остается главным определяющим словом того, что происходит в этой стране.

Министры экономики Аргентины с завидным упрямством игнорируют утверждение еще древнего Гераклита, что «ни один человек не входит дважды в ту же самую реку». При каждом очередном «погружении» они следуют одной и той же процедуре, сначала высказывая беспокойство по поводу того, что произойдет, если Аргентина выплатит свой внешний долг, а затем неизменно выплачивая внешний долг под сильным давлением со стороны Международного валютного фонда и США. Иногда аргентинская сторона в переговорах отвечает международным владельцам облигаций, которые изводят правительство в попытке заставить его заплатить то, что не может быть заплачено. Но, ведя эту бесконечную игру, наши министры оставляют на завтра то, на что им не хватает смелости сегодня, прекрасно понимая, что такие уловки будут иметь трагические последствия для Аргентины.

Проницательный и дальновидный историк и политик Артуро Джауретче говорил: «Надо не менять поводок, а перестать быть собакой». Однако эти слова не показались убедительными его собратьям, которые, кажется, смирились с неспособностью найти альтернативу неолиберальной налоговой модели для выплаты внешнего долга. Они думают, что мы окажемся ввергнутыми в хаос, если не примем правила игры, созданные могущественными мира сего.

Это серьезное заблуждение, и настало время перестать быть собаками. Наш внешний долг — или правильнее будет сказать — наш вечный долг не может и не должен быть выплачен. Это аморальный долг и серьезный вопрос из области защиты прав человека. Этот долг используется в целях сохранения власти над людьми, и его воздействие тягостно и оскорбительно.

Государства, имеющие большой внешний долг, к сожалению известные как страны третьего мира, переводят капитал в богатые страны, выплачивая проценты по своему внешнему долгу. Это создает не имеющий оправдания порочный круг крайней нищеты и социального исключения для стран южного полушария. Страны северного полушария, к сожалению, известные как страны первого мира, используют голод и нищету в странах южного полушария, чтобы обеспечить лучшие условия жизни для себя.

Внешний долг Аргентины накопился во время военных диктатур, когда богатые страны севера предоставляли кредиты деспотам и продавали им оружие, которое последние использовали для угнетения собственного народа. Эти частные долги стали долгом всего населения, которое ничего не получило от займов, а сейчас должно выплачивать долг.

Действительно, история Аргентины мучительна и печальна. Аргентина была богатой страной, крупным производителем пищевых продуктов, где были побеждены такие эндемические болезни, как проказа и туберкулез, и достигнут высокий уровень грамотности населения. Правда и то, что 50 лет Аргентина находилась под властью военных диктатур и слабых гражданских правительств. Но до 1970-х годов она никогда не была обременена большим долгом.

Сегодня 23 миллиона аргентинцев живут в бедности и больше 10 миллионов человек находятся за чертой бедности. Ежедневно около сотни детей умирают от голода и болезней, которые можно предотвратить. Коренное население продолжает терять земли, переходящие в руки иностранных компаний. Эндемические болезни и безграмотность растут. Закрылись сотни заводов и фабрик, а уровень безработицы достигает почти 30%. Тем не менее, мы продолжаем переводить капитал в богатые страны, выплачивая проценты по внешнему долгу. И чем больше мы платим, тем больше мы остаемся должны и тем меньше мы имеем.

И все же жители Латинской Америки знают как оказывать сопротивление и как создавать общественные движения для борьбы с «осью зла» — милитаризацией, внешним долгом и Ассоциацией свободной торговли стран Южной и Северной Америки, которая стремится подвергнуть континент реколонизации Соединенными Штатами. Договор о свободной торговле, например, предоставит североамериканским компаниям те же условия для производства и инвестиций, что и нашим компаниям, и даст им возможность получать сельскохозяйственные субсидии, с которыми не может конкурировать ни одна из стран Латинской Америки.

Так как внешний долг имеет непосредственное влияние на жизни людей, правительство получает много разных предложений по выходу из создавшегося положения, основанных на рассуждении, что бремя внешнего долга — это прежде всего политическая проблема, которую надо решать сегодня, а не откладывать на будущее. Чтобы добиться реальных изменений, необходимо создание континентального союза и региональных объединений, таких как общий рынок стран Южной Америки (MERCOSUR), Андская группа (GRUPO ANDINO) и объединения стран Карибского бассейна.

Мы должны различать легитимный и нелегитимный долг, что означает поставить этот вопрос на рассмотрение Всемирного суда в Гааге. Всемирный общественный форум, состоявшийся в этом году в Бомбее (Индия), — еще одна полезная организация, работающая над альтернативными предложениями по преодолению тяжелой ситуации в странах, имеющих крупные долги.

Люди во всей Латинской Америке должны объединиться, чтобы сохранить свой суверенитет, окружающую обстановку и уважение к правам человека, — все, что систематически нарушается сегодня. Мы должны пересмотреть наше определение демократии, которое сегодня кажется простой формальностью при практическом отсутствии реального содержания. Тот факт, что мы можем голосовать, является важным достижением, но это не гарантирует нам надежду и достоинство, которые мы заслуживаем.

Адольфо Перес ЭСКВИВЕЛ — лауреат Нобелевской премии мира 1980 года, директор организации по защите прав человека, Буэнос-Айрес.

Адольфо Перес ЭСКВИВЕЛ. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ