Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вера в эпоху глобализации

27 декабря, 2010 - 19:37

Много лет подряд считалось (конечно, на Западе), что с развитием общества религия отомрет. Однако этого не случилось, и в начале нового десятилетия вершителям политики пора бы уже отнестись к религии серьезно. Все больше людей в мире называют себя верующими. Это точно можно сказать о мусульманских странах. В то время как уровень рождаемости в Европе замер на месте, арабское население в следующие десятилетия удвоится, и во многих азиатских странах с мусульманским большинством населения также будет расти. Растет и христианство — иногда необычным способом и в самых неожиданных местах.

Быстрее всего растет религиозность в Китае. И в самом деле, набожность китайцев стоит того, чтобы над ней задуматься. В Китае больше мусульман, чем в Европе, больше активных протестантов, чем в Англии, а католиков больше, чем в Италии. К тому же, по данным последних исследований, около 100 миллионов китайцев считают себя буддистами. Ну, и, конечно, конфуцианство (скорее не религия, а философия) тоже в большом почете.

Бразилия и Мексика охвачены мощным евангелистским движением. Для многих людей в Соединенных Штатах вера остается важной частью жизни. Даже в Европе число тех, кто признает свою веру в Бога, остается высоким. И, конечно, есть сотни миллионов индуистов, и все еще солидное количество сикхов и иудеев.

Религия побуждает верующих вершить великие дела. Приблизительно 40% услуг в сфере здравоохранения в африканских странах обеспечивают религиозные организации. Мусульманские, индуистские и иудейские гуманитарные организации во всем мире активно борются против бедности и болезней. Возьмите любую развитую страну, и вы увидите, что вера вдохновляет людей на бескорыстную заботу об инвалидах, смертельно больных, бедных и одиноких людях. Общая черта всех больших мировых религий — любовь к ближнему и равенство людей перед Богом.

К сожалению, сочувствие — не единственный контекст, в котором религия движет людьми. Она может также разжигать экстремизм и даже поддерживать терроризм. Это случается тогда, когда вера становится опознавательным знаком, делящим людей на «своих» и «чужих», своего рода духовным национализмом, который считает всех несогласных — даже верующих, исповедующих другую конфессию — безбожниками, неверными, а, следовательно, и врагами.

Это в известной мере всегда было так. Единственное, что изменилось, это давление глобализации, которая тем теснее сталкивает народы мира, чем дальше развиваются технологии, и мир становится все меньше и меньше. 50 лет назад юное поколение редко имело возможность встретиться с представителем другой культуры или веры. Сейчас же, когда я выхожу на детскую площадку со своим десятилетним сыном или смотрю на друзей на его дне рождения, я вижу множество различных языков, религий, цветов.

Лично меня это радует. Но такой мир требует, чтобы на смену взаимному подозрению пришло взаимное уважение. Такой мир сметает традиции и бросает вызов старому мышлению, вынуждая нас сознательно идти ему навстречу. Или не идти.

И вот здесь как раз и прячется проблема: кто-то в этом чувствует угрозу. Это угроза для глубоко консервативных обществ. А для глубоко верующих людей глобализация иногда несет агрессивный секуляризм или гедонизм, который не может им нравиться.

Поэтому нам необходимо понимать, как мир веры взаимодействует с неотвратимым процессом глобализации. Впрочем, как это ни странно, мы посвящаем этому крайне мало энергии или времени в политике. Большинство конфликтов в сегодняшнем мире имеют религиозное происхождение. Экстремизм, основанный на искаженном толковании ислама, вовсе не собирается утихать, в действительности он и не утихнет, пока за него не возьмутся не только службы безопасности, но и служители религии.

Постепенно этот экстремизм вызывает обратную реакцию, что можно увидеть на примере роста электората исламофобских партий в Европе и заявлений европейских лидеров о том, что политика мультикультурализма претерпела неудачу.

Конечно, во все времена религия часто была составляющей политического конфликта. Но это не значит, что религию не следует воспринимать серьезно. Напротив, она требует к себе особого внимания. Мне это хорошо видно, поскольку я очень много времени провожу в Иерусалиме, месте, где сходятся Восток и Запад, — именно здесь религиозность резко растет.

И я учредил Фонд Веры именно для того, чтобы способствовать лучшему пониманию между конфессиями. Соображения мои просты. Поборники экстремизма во имя веры активны, хорошо обеспечены материально и — каким бы реакционным не было их мышление по своей природе — очень хорошо используют современные средства коммуникации и технологии. По нашим оценкам, буквально миллиарды долларов ежегодно тратятся на то, чтобы прививать именно это понимание религии.

Поэтому мой Фонд разработал университетскую программу, которая в настоящий момент изучается в девяти странах и создана для того, чтобы вывести религию из области исключительно богословских школ и начать анализ ее роли в нынешнем мире. У нас есть еще одна программа (введенная в 15 странах, а другие собираются присоединиться), которая с помощью интерактивных технологий позволяет общаться студентам университетов всего мира для того, чтобы рассказывать другим о своей вере и что она для них значит. Еще у нас есть программа действий, в которой молодежь работает с ровесниками из других конфессий с целью распространения информации о Целях развития тысячелетия — программе под эгидой ООН, целью которой является преодоление бедности в мире.

Мы — лишь одна организация. Учреждаются и другие. Но правительствам следует начать относиться к этому намного серьезнее. «Альянс цивилизаций», основанный Испанией и Турцией, — это всего один пример. Король Саудовской Аравии также предпринял большой шаг в этой сфере. Но такая деятельность не сводится лишь к встречам между высокопоставленными руководителями. Этот процесс нужно перевести на уровень простых людей, а особенно в молодежную среду.

И, наконец, религиозные лидеры должны взять на себя новую ответственность: твердо и решительно выступить за уважение к правам представителей других, отличающихся от их религий. Агрессивные секуляристы и экстремисты подпитывают друг друга. Вместе они бросают серьезный вызов действительно верующим людям. Мы должны показать, что в основе истинной веры лежит любовь; в ином случае религия будет возводиться к войне, в которой экстремисты захватят власть над обществами верующих, а секуляристы будут заявлять, что это лежит в основе религии.

Это стало бы настоящей трагедией. Потому что в первую очередь именно в эпоху глобализации вера может представлять здравый смысл и прогресс. Религия не умирает, она и не должна умереть. Мир нуждается в вере.

Тони БЛЭР — бывший премьер-министр Великобритании.

Тони БЛЭР. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ