Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Война, cокрушившая СССР

30 лет назад началась афганская авантюра
28 декабря, 2009 - 20:31

Как учил «Краткий курс истории ВКП(б)» и все последующие за ним, Первая мировая война до крайности обострила противоречия внутри царской России. И это приблизило Октябрьский переворот, позже названный революцией. Что было бы, если мировой кризис задержался или не состоялся — это предмет альтернативной истории. Но однозначно можно сказать, что афганская авантюра приблизила падение СССР. Все проблемы коммунистического государства обострились настолько, что его существование стало просто невозможным. Знали бы об этом те, кто так опрометчиво решились на ввод войск в соседнюю страну...

Афганистан — страна гор и пустынь. Воды мало, пригодной земли для посевов тоже мало. Жизнь трудная, воспитывающая людей, в характере которых независимость и сложное отношение к любой власти. Афгано-британские войны, а их было три, наглядно показали, что покорить эту страну не удается даже тем, кто создал империю, над которой никогда не заходило солнце. В 1941 г., обеспокоенный усилением деятельности в Афганистане германской и японской агентуры, Уинстон Черчилль предложил Сталину оккупировать страну по примеру соседнего Ирана. Однако советский лидер это предложение отклонил, предпочитая ограничиться заверениями афганского правительства о нейтралитете.

Король Мохаммед Захир Шах правил страной 40 лет. Никакие реформы не проводились. В отличие от Турции и Ирана, переживших под руководством соответственно Кемаля Ататюрка и династии Пехлеви процесс модернизации, Афганистан оставался традиционалистским отсталым государством. Тем не менее, набирала силу марксистская Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА), основанная в 1965 г. при поддержке СССР и КПСС. Она почти сразу распалась на две враждовавшие фракции — умеренную «Парчам» (Знамя), которую возглавлял Бабрак Кармаль, и радикальную «Хальк» (Народ) во главе с Нур Мохаммедом Тараки и Хафизуллой Амином. Одновременно формировались исламские группы и организации. Ситуацией решил воспользоваться двоюродный брат короля Мохаммед Дауд. Вместе с фракцией «Парчам» он организовал военный переворот и в 1973 г. сверг короля. «Хальк» путч не поддержала из-за его «классовой ограниченности».

Дауд вел хитрую игру, маневрируя между Москвой, западными столицами, Ираном, Саудовской Аравией и Пакистаном. Благодаря этому он получал военную и экономическую помощь из СССР — более 2,5 млрд.дол., привлекал средства из США — о более 500 млн.дол., Пакистана, Турции. Однако в Пакистане к Дауду относились весьма настороженно. Его подозревали в стремлении создать единый Пуштунистан. Одновременно он, проигнорировав мнение СССР, форсировал отношения с нефтедобывающими странами Персидского залива. Из шахского Ирана поступил кредит на огромную по тем временам сумму в 2 млрд.дол. Пошли заговоры. В 1975 г. армия подавила мятеж фундаменталистов в известном теперь всему миру Панджшерском ущелье. В центре восстания стояла группировка «Молодые мусульмане». В ее рядах были практически все будущие лидеры антисоветского джихада: Гульбеддин Хекматиар, Бурхануддин Раббани, Ахмад Шах Масуд, Абдурауф Сайаф.

В конце 1977 — начале 1978 г. настала очередь левых из «Парчам» и «Хальк». Прошли массовые аресты активистов НДПА. Когда 17 апреля 1978 г. в Кабуле был убит видный лидер НДПА Мир Акбар Хайбар, по столице прокатились массовые волнения и митинги протеста. Тогда 25 апреля несколько батальонов афганских ВВС и ПВО ворвались во дворец Дауда и убили его. По версии доктора философских наук генерал-майора запаса Кима Цаголова, основную роль в этих событиях сыграла тайная политическая организация Объединенный фронт коммунистов Афганистана (ОФКА) во главе с полковником Абдулом Кадыром, находившимся на связи с КГБ.

Переворот, устроенный фракцией «Хальк» и названный Апрельской революцией, оказался для Москвы совершенно неожиданным. Советские дипломаты, партийные функционеры из международного отдела ЦК КПСС и разведчики ГРУ и КГБ его банально проспали. Последнее весьма странно, так как Афганистан был буквально пронизан советской агентурой. Поставленная перед свершившимся фактом Москва была вынуждена поддержать Тараки и Амина.

Новые властители начали внедрение порядков по типу Ленина-Сталина. Для начала своих противников репрессировали. Ярые пуштунские шовинисты Тараки и Амин открыто дискриминировали людей других национальностей и религиозных убеждений. В многонациональной стране, а в Афганистане проживают представители более 90 национальностей, это было равносильно началу гражданской войны. Одновременно началось искоренение религии. До этого нужно было додуматься, чтобы в практически феодальной стране начать борьбу с исламским духовенством. А ведь оно пользовалось большим авторитетом у населения.

До Апрельской революции 76% сельского населения Афганистана было лишено земли. В ходе земельной реформы государством было изъято без компенсации у землевладельцев 740 тыс. га земли. Из них 665 тыс. га бесплатно передано для безземельных крестьян. Однако религиозные крестьяне землю не брали. Они считали, что земля уже давно поделена Аллахом, поэтому никто не вправе делить ее снова.

Репрессии привели к массовой эмиграции в Пакистан и Иран. В лагерях в этих странах исламисты набирали и вооружали отряды для борьбы с режимом. Принудительный набор в армию вызвал всеобщее недовольство. Солдаты дезертировали или переходили на сторону моджахедов. К тому же Амин сверг Тарики, а потом убил его.

Советское руководство не совсем ясно представляло себе реальное положение в стране. Многочисленные военные советники, гражданские специалисты, партийные функционеры и разведчики по разным причинам передавали искаженную информацию, часто сгущали краски, требовали введения войск для защиты важнейших оборонных и гражданских объектов.

В ЦК КПСС преобладало мнение, что следует предотвратить американскую интервенцию, размещение в Афганистане их военных баз. Наряду с американским продвижением к южным границам в Москве крайне серьезно относились к сообщениям о возрастающей помощи Китая оппозиции. При этом в Польше разворачивалось движение «Солидарность» и потеря Афганистана могла привести к непредсказуемым последствиям в европейском лагере социализма. Все вместе и привело часть членов политбюро к мысли о необходимости введения войск. Характерно, что высший генералитет был против этого. Но министр обороны Дмитрий Устинов считал, что достаточно будет первым советским танкам появиться в Афганистане и мятежники разбегутся. Первый заместитель министра обороны маршал Сергей Соколов, уезжая в Термез, сказал жене: «Через месяц вернусь». Но командировка растянулась на целый год.

Очень скоро стало ясно, что ввод войск в конце декабря 1979 г. не только не облегчил положение, а значительно его ухудшил. Потери Советской армии составили около 15 тыс. человек, несколько сотен тысяч получили ранение, многие стали инвалидами. Содержание так называемого ограниченного контингента стоило более 30 млрд.дол. И это без учета огромной технической помощи, поставок вооружений афганской армии и затрат на помощь при возведении гражданских объектов.

Как ни старалась официальная пропаганда скрыть правду о положении в Афганистане, все равно она проникала в народ. В конце концов, уже осенью 1980 г. пришлось демобилизовать отслуживших свой срок солдат и сержантов. Они и привезли домой свидетельства очевидцев. Да и все возрастающие потери скрывать было невозможно. Советский Союз был вовлечен в войну не только в Афганистане, а также в Никарагуа и Анголе, не считая ближневосточного конфликта, перешедшего в 1982 г. в острую фазу при вторжении израильских войск в Ливан и тяжелого поражения боевиков Ясира Арафата. Их пришлось эвакуировать из Ливана.

Как говорит английская пословица, misfortunes never come singly — несчастья никогда не приходят поодиночке. Началось снижение мировых цен на нефть, соответственно на газ. Доходы бюджета упали, а расходы, в том числе на Афганистан, быстро росли. Американцы начали размещать крылатые ракеты в Европе, а ответить им было нечем. Но самое главное. Польша оказалась на грани потери власти местными коммунистами. Пришлось пойти на военный переворот генерала Ярузельского. Характерно, что после ввода войск в Афганистан, никто в советском руководстве даже не поднял вопрос о возможной интервенции в братскую страну по чехословацкому примеру. Кризис советской власти принимал лавинообразный характер, и это стало ясно даже самым твердолобым членам политбюро. Причем так долго ожидаемый вывод советских войск уже ничего в этом процессе изменить не мог.

Ныне конфликт в Афганистане приобрел другие черты. Наряду с борьбой с международным терроризмом главным становится проблема транспорта и добычи энергоресурсов. Есть данные, что на севере страны имеются большие запасы газа. В частности, итальянский концерн Eni разрабатывает обоснование прокладки газопровода из Туркмении в Пакистан и Индию через Афганистан. Именно здесь находятся настоящие причины острого конфликта, в котором участвуют страны, пославшие свои контингенты в эту страну.

Афганский ящик Пандоры, столь необдуманно раскрытый советским руководством, будет еще долго отравлять обстановку в стратегически важном регионе между Центральной Азией, Ираном, Пакистаном и Китаем. Но когда-то каждая война заканчивается, и в мирном Афганистане придется все начинать заново. И Украина может в это дело внести свой вклад. Но только в том случае, когда сама станет не объектом, а субъектом международных отношений.

Юрий РАЙХЕЛЬ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ