Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Время собирать «грабли»

15 августа, 2005 - 19:14

Теперь, когда батискаф «Приз» поднят со дна моря, когда жизни военных моряков уже ничего не угрожает, можно взглянуть на произошедшую аварию несколько ироничным взглядом. Смотреть суровым — бесполезно. Это значит в который раз повторять, что уроки «Курска» ничему нас не научили, и что спасение людей, попавших в беду в море, — задача, которая нам явно не по плечу...

Надо сказать, что режиссура судьбы-иронии была просто блистательной: батискаф «Приз» запутался в антеннах системы, которая предназначена для того, чтобы отслеживать перемещения по океану американских подводных лодок. И вот в этот район, напичканный секретами, нужно было приглашать иностранных специалистов, без которых спасти попавших в беду моряков было невозможно. Сутки страна в лице голов в фуражках размышляла над вопросом: секреты или жизнь. И судя по всему, гордиев узел разрубил президент, повелев — жизнь!

Почему президент? Да потому, что вертикаль власти по своей концепции функционирования предполагает единый центр принятия любых решений. И где расположен этот центр, вполне очевидно. (Кстати, у японцев несколько иная стратегия принятия решений. После запроса России, военное командование незамедлительно направило спасательные корабли в район катастрофы, и лишь затем запросило разрешение на это у руководства страны. Есть что-то человеческое в такой логике поступков). Другим косвенным доказательством является поведение министра обороны, который сначала заявлял, что «не считает целесообразным и продуктивным вмешиваться в работу штаба по проведению спасательной операции и давать советы специалистам», а затем вдруг срочно вылетел на Камчатку. Есть только один человек в стране, который способен столь резко менять курс и скорость министра обороны.

Информационное обеспечение операции по спасению — это отдельная тема. Какие только цифры не назывались — кислорода осталось на 48 часов, на пять суток, на сутки... Создавалось впечатление, что речь идет о совершенно разных батискафах. Причины аварии поначалу тоже тщательно маскировались, основная версия была такой — на винт намотались рыболовные сети. О системе слежения заговорили вяло и неохотно. Но скрывать было уже нечего — на помощь стремительно летели те, за кем система следила.

А как динамично развивалась наша типичная российская «хроника»! Выяснилось, что судно-носитель «Георгий Козьмин» должно было иметь на борту два подобных батискафа, на случай аварии одного (что и случилось). Но второй батискаф был снят с судна ввиду неисправности.

В район аварийных работ прибыло судно-спасатель «Алагез», на борту которого должно быть два глубоководных батискафа. Их не было — сданы в ремонт.

У «Алагеза» на борту должны быть и водолазы, способные работать на большой глубине. Но, увы, они на момент аварии находились в отпуске…

Но самым замечательным событием в операции спасения стала речь министра обороны, который не мог не отметить роли отечественной техники: «Я бы хотел поздравить всех россиян с тем, что автономный спасательный аппарат «Приз» за три минуты аварийного всплытия преодолел 200 метров глубины и поднялся на поверхность». Сергей Иванов особо отметил, что «наведение осуществляли российские подводные телеаппараты» с традиционным русским названием «Tiger». То, что техника эта британская и закуплена министерством обороны РФ после аварии «Курска», военный министр мог и не знать, но он же мог догадаться, что слово «Тайгер», даже написанное кириллицей, явно не русское? Хотя, у него могут быть и иные сведения о русском языке…

В заключении министр сказал, что «здорово проявили себя все, в том числе и англичане». В том числе, давайте отметим и японцев, спасательные суда которых мчались к месту аварии. И американцев, которые там уже были. Всех тех, кто в эту трудную минуту помогал и словом, и делом.

Но самая ироничная деталь в этой истории следующая. Жена командира батискафа «Приз» капитан-лейтенанта Вячеслава Милашевского, узнав, что спасать ее мужа будут иностранцы, переживала: «Он у меня их не любит. Он у меня такой расист, только русских уважает».

Может быть, капитан-лейтенант теперь зауважает и всех тех, кто спас его жизнь, не взяв за это с его Родины ни рубля?

Акрам МУРТАЗАЕВ, Интернет-портал «Евразийский дом» (www.eurasianhome.org). Печатается с сокращениями
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ