14 февраля Центральная избирательная комиссия объявила Виктора Федоровича Януковича четвертым избранным президентом страны после провозглашения независимости Украины 24 августа 1991 года. По словам авторитетного в Украине веб-журнала «Главред», это были самые скучные выборы за историю независимости Украины. Это хорошая новость. В России выборы скучные потому, что все знают, кто победит. В Украине никто не знает, кто победит, тем не менее выборы были скучными. Это одно из немногих достижений оранжевой революции.
Но их затмевает беспокойство. За девятнадцать лет Украина определила себя однозначно как европейское, а не евразийское государство. И в целом было принято считать, что качество ее независимости неотделимо от способности отличать себя от России. Леонид Кучма, автор противоречивой в Украине «многовекторной политики», который десять лет своего президентства (1994 — 2004) пытался балансировать между Россией и евроатлантическим содружеством, является также автором книги «Украина не Россия». Сегодня есть немало людей надеющихся и немало людей опасающихся, что эта эра подходит к концу.
Истинная суть вещей не будет известна некоторое время и будет определяться не только Януковичем. Если его победу подтвердят суды (которые приостановили оглашение результата выборов до 25 февраля, до вынесения решения по апелляционной жалобе премьер-министра Юлии Тимошенко), он придет к власти в экономически разрушенной стране, которая в значительной степени зависит от западных финансовых институтов. Он будет также руководить плюралистическим государством и быстро поймет (если уже не понял), что не сможет эффективно использовать власть, если не поделиться ею. Его парламентская коалиция должна базироваться на компромиссах, если она хочет продержаться. Большинство министерств, не говоря уже о наиболее компетентных чиновниках в стране, связывают будущее Украины с Европой. А министерства иностранных дел и обороны решительно настроены на евроатлантическую ориентацию. Наиболее конкурентоспособный предпринимательский сектор не только ориентирован на европейские рынки, но и все больше на европейскую модель, которая обещает освобождение от корыстной бюрократии, жадных политиков, теневых посредников и слабых гарантий прав собственности, наносящих вред экономическим отношениям в Украине.
Тем не менее в качестве президента Янукович будет обладать значительной властью, поэтому хорошо было бы знать, как он может ее использовать. У него также будет большая поддержка озлобленных и обиженных избирателей, которые, в отличие от разочарованных сторонников Тимошенко, ненавидели оранжевую революцию слишком сильно, чтобы почувствовать себя обманутыми ею. Большую часть своей карьеры Янукович вел себя согласно аксиоме «влияние — хорошо, а контроль — еще лучше». Хотя он стремится выступать в качестве выразителя консенсуса и примирения на расписанных по сценарию встречах с западными журналистами, его менее сдержанные комментарии свидетельствуют о том, что он не утратил инстинкта доминирования. Выступая на телеканале «Россия-24» 13 февраля, он заявил: «Пришла новая власть. Старая власть, которую не признал украинский народ на этих выборах, должна уйти». «Не признал» — это смелое заявление для того, чья победа опирается на большинство в 3,48 процента голосов.
МЫСЛИ О САМОМ ПЛОХОМ
Янукович, его окружение и избиратели также убеждены, что выбранный Украиной курс, противоречащий целям России, опасен для безопасности страны и не устраивает большинство людей. Однако опасность не в том, что Янукович больше, чем Кучма, захочет стать «вассалом России». А в том, что шаги, которые он предпримет, неотвратимо нанесут вред его целям: более тесным отношениям с ЕС, сотрудничеству с НАТО и экономическому успеху Украины. Эти опасения теперь будут чувствоваться в четырех ключевых отраслях политики:
Энергетика. Янукович сформулировал два четких принципа в области энергетики. Он будет пересматривать заключенный в январе 2009 года Тимошенко и Путиным украинско-российский контракт на поставку газа (который, по мнению большинства специалистов в отрасли энергетики, принес большую прозрачность на европейских рынках энергоносителей), и будет возобновлять предложенную в 2002 году схему передачи государственной собственности в Украине — газотранспортной системы — в трехсторонний консорциум. Как он сказал телеканалу «Россия-24»: «Я хотел бы, чтобы мы вернулись к формату отношений, который мы имели пять лет назад». Однако пять лет назад не было газового консорциума, так как Кучма не имел намерений его создавать. Тогда также не было обходных проектов, таких, как «Южный поток», от которого, как надеется Янукович, Россия теперь откажется. Тогда существовали субсидированные цены на газ, которые, на что очень надеется Янукович, Россия вернет в обмен на де-факто собственность газотранспортной системы.
Что также существовало и что президент Ющенко, к всеобщему удивлению, возродил — это непрозрачное доминирование посредников на рынке. Ключевой заинтересованной стороной в этих соглашениях был Юрий Бойко, бывший глава государственной компании «Нафтогаз», а позже министр топлива и энергетики, который, по мнению многих, имеет шансы вернуться на эту должность. Если надежды Януковича и принесут свои плоды, то они будут иметь глубокое негативное влияние на европейские газовые рынки. Они направлены против тенденций в направлении рыночных механизмов ценообразования, которые набирают обороты даже на внутреннем рынке России, и к снижению зависимости от поставок российского газа. Они устранят самый большой стимул в направлении диверсификации и эффективности использования энергии в Украине (которая к началу финансового кризиса была шестым самым крупным потребителем природного газа в мире). Они лишат Украину рычагов в будущих спорах с Россией о цене на газ. Не в последнюю очередь они разрушат необходимость реализации спонсируемых ЕС и США схем модернизации согласно подписанному 23 марта 2009 года соглашению между Украиной и ЕС, и они будут угрожать будущей помощи МВФ.
Российский Черноморский флот, аренда которого в Крыму, в соответствии с соглашением 1997 года заканчивается в 2017 году. Нет ничего удивительного в том, что Янукович открыт для продолжения аренды. Ходят слухи, что Тимошенко продемонстрировала подобную открытость премьер-министру Путину в ходе газовых переговоров в ноябре 2009 года. Но если на сегодняшних условиях, то неопределенными и неурегулированными остаются экономические, военные и разведывательные аспекты деятельности флота. Или на основе натовского соглашения о статусе сил, которое бы распространило кодификацию контроля этой деятельности? До сих пор Янукович говорил только о «пакете», который охватывает «довольно много вопросов». А это не снимает опасений, что он позволит действие нынешних непрозрачных и потенциально опасных договоренностей.
НАТО. Призыв Януковича «активно принимать участие» в инициативе президента Медведева относительно европейской системы безопасности мало что означает, пока основные институты Запада, НАТО, ЕС и ОБСЕ не согласятся сделать то же самое. Его формула продолжения сотрудничества с НАТО с отсрочкой обсуждения членства на неопределенное будущее значит очень мало, учитывая политические реалии в Европе. Но что будет означать «сотрудничество» на практике? Сегодня это означает институционализированную роль НАТО в украинской оборонной реформе и широкое участие украинских Вооруженных сил в операциях под руководством НАТО. Пока не назначен новый министр обороны, невозможно сказать, какие из этих договоренностей будут продолжаться и в какой форме. Если Комиссия НАТО — Украина и процесс общего планирования будут отменены, то отношения, длившиеся с 1997 года, прекратятся.
Экономическая стабильность и отношения с ЕС. Возрождение коррупции времен Кучмы, не говоря уже о политических репрессиях, ликвидирует невозможность сотрудничества Украины с ЕС. Назначение премьер-министром Николая Азарова, архитектора налоговой полиции в эпоху Кучмы, и, по многим сообщениям, некоторых финансово-принудительных мер той эпохи, даст основания для волнения. Назначение Сергея Левочкина (бывшего советника Кучмы) на должность главы Секретариата и повторное назначение Бойко добавят опасений, которые, безусловно, будут усиливаться в случае серьезного перераспределения собственности и возобновления расследования против Тимошенко за якобы совершенные в 90-х годах нарушения. Ряды тех, кто жаждет мести и возврата убытков, немалочисленны. (Бойко дважды был допрошен СБУ в 2005 году и, по словам ее тогдашнего главы и лояльного к Тимошенко Александра Турчинова, был на грани ареста).
Этот каталог ужасов, представленный командой Юлии Тимошенко, приведет к коренному изменению места Украины в Европе. Но реально ли это?
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ НАДЕЖДЫ
Есть четыре хорошие причины надеяться на то, что это нереально.
Парламент. Без парламентского большинства главные назначения нового президента не будут утверждены. Сейчас Тимошенко как и ранее, имеет де-юре большинство, и отстранить ее от должности премьер-министра может оказаться сложнее, чем многие считают. Партии регионов Януковича с 172 мандатами в 450-местном однопалатном парламенте — Верховной Раде — не хватает голосов для формирования большинства. Если бы коммунисты (27 мест) и блок главы Верховной Рады Владимира Литвина (20 мест) присоединились к ним, то им немного не хватило бы, чтобы получить большинство. Но условия со стороны коммунистов могут быть неприемлемыми для сторонников Литвина и многих внутри Партии регионов. Более вероятно, что большинство подчиненного Ющенко блока «Наша Украина — Народная самооборона» (36 из 71) присоединится к Партии регионов в коалиции вместе с Литвином и даже 20 — 25 депутатами Блока Юлии Тимошенко (153 места). Но это может случиться при условиях: рано или поздно вернутся «надежные руки», как-то, например, Юрия Еханурова в качестве премьер-министра (эту должность он занимал при Ющенко в период с сентября 2005 по август 2006 года), и займут главные позиции Петр Порошенко (нынешнего министра иностранных дел) и некоторые другие «прагматичные» фигуры в оранжевом пантеоне. Кроме того, Янукович будет вынужден поддерживать это большинство, проводя его политику. Его угроза избежать этих трудностей путем объявления досрочных выборов, скорее, пустой звук. Разрыв между ним и Тимошенко стремительно уменьшался до закрытия избирательных участков. И вполне вероятно, что новые выборы принесут Партии регионов меньше мест, чем она уже имеет. Вероятность появления жесткой парламентской оппозиции, растущий потенциал политиков третьей силы, таких, как Сергей Тигипко, Арсений Яценюк и Анатолий Гриценко, и приближение местных выборов (30 мая) будет только увеличивать ряды тех, кто намерен спросить с Януковича.
Расхождения в Партии регионов. Виктор Янукович может быть авторитарной фигурой, но по сравнению с персонализированным Блоком Юлии Тимошенко Партия регионов является плюралистической партией. Самый крупный финансист партии и самый богатый человек Украины Ринат Ахметов не хочет, чтобы Украина выстроила дополнительные барьеры между собой и Европой, будь-то из-за непослушания или некомпетентности. Подобно половине партийной элиты наиболее вероятный новый министр иностранных дел Константин Грищенко (сейчас посол в Москве) никогда не стремился к интеграции с Россией, зато стремился к интеграции с Европой, но таким образом, чтобы это не вызывало противостояния с Россией. Сам Янукович, занимая государственные посты, всегда держался на расстоянии от догм партийного «болота», которое он защищал во время избирательной кампании. Он уже отказался от своего обещания сделать русский язык официальным, призвав, придерживаться Европейской хартии региональных или миноритарных языков, «которая позволит русскоязычному населению и другим этническим группам говорить на своем родном языке». Будучи премьер-министром при Кучме, он был архитектором меморандума о стратегических авиаперевозках между Украиной и НАТО и поддержал План действий по членству, против которого в настоящий момент выступает.
Трансформация энергетического рынка. Инициатива Януковича в отношении газового консорциума не совпадает с экономическими и политическими реалиями. Во-первых, два газовых кризиса и война между Россией и Грузией изменили климат в Европе. В настоящее время диверсификация и маркетизация являются обязательными, а также начали воплощаться в жизнь мероприятия, предложенные Европейской комиссией. Два года назад шансы на строительство газопровода «Набукко» были невелики, а сегодня они неплохие. Глобальный экономический кризис, быстрый рост добычи газа в США и привлекательность сжиженного газа создали более открытый рынок газа и резко уменьшили спрос на российский природный газ.
Немецкий аппетит в отношении консорциума уже не такой, как раньше. Однако амбиции «Газпрома» и Кремля в плане контроля украинской ГТС остались неизменными. Попытки Януковича получить quid pro quo (что-то за что-то), или, другими словами, возврат к субсидиям не только нежелательны, но и не могут быть реализованы. Скорее всего, те, на кого он возлагал надежды, его предложение в Москве встретят холодно. Так же, весьма вероятно, поступят парламентарии Украины, которые будут вынуждены отменить принятый в 2006 году закон, запрещающий такой шаг (который тогда поддержал и Янукович).
Отношения с Западом. Влияние Запада сейчас неминуемо, Вашингтон и Брюссель планируют использовать его. ВВП Украины сократился на 14 процентов в 2009 году, инфляция ежегодно составляет свыше 12 процентов, доходы бюджета уменьшились на 20 процентов, банковские депозиты — на 26 процентов, а отток капитала возрос до 13,6 миллиарда дол. Внешний долг превысил 30 млрд.дол., а обслуживание долга составляет 4 млрд.дол. в год. Условия обслуживания долга, кредитные рейтинги и макроэкономическая помощь являются заложниками доверия со стороны западных банков и организаций, от которых зависит Украина. Основа для политики договоренностей, возможно, стала еще сильнее, чем когда бы то ни было, и будет странно, если западные представители и влиятельные украинцы не укажут на это.
Учитывая все эти факторы, будет удивительно, если президентство Януковича не усилит то, что было характерной чертой политической культуры Украины: недоверие к власти. Избравшая его страна ждет стабильности, а не репрессий. А если Янукович забудет об этом, он быстро почувствует, что государственный строй далеко не бессилен. Посмотрим, приведет эта смесь амбиций, импульсов, прагматизма и ограничений к ответственному правительству или новым тупикам, или беспорядку. Но Запад должен действовать, а не просто наблюдать, так как вновь тут есть все, ради чего стоит рисковать.
Статья подготовлена для публикации как исследование Chatham House (Королевского института международных отношений), Лондон, и печатается с согласия автора.
Джеймс ШЕРР — директор Программ России и Евразии Королевского института международных отношений (Chatham House)