Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ян Мария РОКИТА: ЕС не может сказать категорическое «Нет!»

16 мая, 2005 - 20:20

Ведущий польский политик Ян Мария РОКИТА стал гостем польско-украинского Клуба личностей, созданного под патронатом Института развития города во Львове. Если учесть, что господин Рокита является лидером сильной правой парламентской фракции «Платформа Обывательска» («Гражданская платформа»), которую большинство политических обозревателей называют самой вероятной победительницей на будущих парламентских выборах, то можно предположить, что «День» общался с будущим премьер-министром Польши. Господин Рокита с 1989 года возглавлял резонансную Специальную следственную комиссию по делам коммунистических архивов и государственной безопасности. Эта комиссия даже получила название «комиссия Рокиты». С 1991-го он возглавлял парламентскую комиссию по внутренним делам и администрации, во времена премьерства Ганны Сухоцкой — руководил советом министров. Рокиту называют знатоком в делах люстрационных, признают его «следственные навыки» и бескомпромиссность. Во всех своих высказываниях он проявляет удивительную толерантность. В 2003-м он был признан Человеком Года по опросу еженедельника «Wprost», и лучшим парламентарием 2003-го по конкурсу, организованному журналом «Politika». В свое время такое же высокое признание получили Лешек Бальцерович, Яцек Куронь, Лех Валенса, Вислава Шимборская и Александр Квасьневский.

— Что бы вы назвали особым событием последнего времени в украинско-польских отношениях?

— После оранжевой революции Украина стала особенно близка Польше. Столько позитивных эмоций было вложено в нее! Польские студенты организовывали спонтанные митинги возле украинского посольства в Польше и кричали: «Виват!». В центре Варшавы развевались украинские флаги. Свою общественную приемную в Кракове я вынужден был закрыть, потому что все мои сотрудники поехали в Киев. Т.е. и с нашей, и с вашей стороны произошло что-то удивительное. Хочу напомнить, что именно Польша первой признала независимость Украины. Однако в 90-е в наших отношениях наблюдалось затишье. В чувствах обычных людей превалировало недоверие или безразличие. Небезосновательно мы укоряли наше левое правительство, парламент и президента, что в последние годы они концентрировали свое внимание только на официальном Киеве, — помните, что в Украине есть еще и оппозиция, есть простые люди, общественные организации. И не может так быть, чтобы официальные лица стали основной линией соприкосновения в польско-украинской политике. К счастью, сейчас большинство людей осознали эту ошибку, в том числе наши левые. Что касается фундаментальных основ в наших отношениях, то я бы выделил их несколько. Первая — Украина является независимым, самостоятельным государством, и этот фактор является не только ее неоспоримым явлением, но и несет в себе пользу государственным интересам Польши. Если Украина захочет в будущем стать членом Европейского Союза, мы также протянем руку помощи. Мои коллеги в Европейском парламенте первыми в январе этого года сделали заявление относительно будущего вхождения Украины в Союз и пока это единственное заявление относительно Украины.

— Какие главные задачи будут стоять перед правительством, которое скоро придет к власти в Польше?

— Я бы сказал так: постепенный возврат доверия к государственной политике, которую, к сожалению, нивелировали левые, т.е. продемонстрировать власть, которая действует в интересах народа, действует четко, постепенно и решительно. Второе, поскольку мы только год назад вошли в Евросоюз, надо сделать польскую экономику конкурентоспособной в Европе, значительно больше, чем сейчас. Поэтому надо снижать налоги, снижать себестоимость производства. Создавать условия содействия деятельности средних и малых предприятий. Если говорить кратко, то это программа консервативно-либеральная. Консервативная ее составляющая — в смысле решительности, сильного уголовного законодательства, четкой ответственности политиков за негативные действия и решения. Отмечу и необходимость религиозной позиции в государстве. А либеральная составляющая — внедрение большей степени свобод в деятельность предпринимательства, необходимо дебюрократизировать развитие хозяйствования, насколько это возможно, — только это даст настоящий, сильный импульс продвижению в экономике. Помните об одном, поскольку это уже проверено в Европе на 100 процентов: только экономическая свобода строит экономическое пространство. Планирование, принципы социализма, высокие налоги способствуют стагнации. Чем выше налоги, себестоимость продукции, чем больше законов и предписаний, регулирующих экономику, тем слабее развитие экономики.

— Не собираетесь ли вы баллотироваться на должность президента?

— Нет. Однако надеюсь, что следующий президент будет из правого лагеря. Посткоммунистические силы практически распались, имеют только 5% поддержки общественности, так что утверждать сегодня что-то со 100 процентной уверенностью не стоит. Будет выдвинуто немало кандидатур. Что могу сказать действительно с уверенностью, так это то, что избран будет кандидат от двух самых влиятельных партий — «Право и справедливость» и «Гражданская платформа». «Право и справедливость» уже выставила своего кандидата — это мэр Варшавы господин Качинский. И мы скоро выдвинем, это, скорее всего, будет Дональд Туск. Что касается премьера, то его назовет партия, которая выиграет на выборах. Если выиграет «Гражданская платформа», то премьером, очевидно, буду я. (В зале откровенно улыбаются, мы к такой искренности не привыкли. И господин Рокита, все понимая, приятно улыбается в ответ — Авт. ). А если «Право и справедливость», то брат-близнец мэра Варшавы Ярослав Качинский (в зале опять улыбаются). Да, на это, действительно, можно смотреть с улыбкой, однако сегодня в Польше эти два брата-близнеца имеют огромное влияние в политическом бомонде, и таковы сегодняшние реалии польской действительности. Хочу также отметить, что в нашем государстве должность президента является более представительской, чем властной. Власть в Польше практически имеет премьер. И если вы будете внедрять в жизнь конституционную реформу, то пойдете именно нашим путем.

— Какими вы видите границы Евросоюза на Востоке?

— Все это является предметом дискуссий. Если говорить о расширении Союза, то сегодня в Европе нет фундаментального обсуждения контраверсионного расширения Союза за счет Румынии, Болгарии и стран Балкан. Все будет происходить постепенно, по мере стабилизации. А если вас интересует мое личное мнение, то по отношению к четырем странам на Востоке Евросоюз должен быть особенно внимательным. Это наши соседи — Турция, Молдова, Украина, и, как это ни удивительно сегодня звучит, Беларусь. Конечно, процесс вхождения стран в Евросоюз долгий, и, без сомнения, ему будут предшествовать еще многие изменения в середине самой Европы. Однако «настоящая» граница на Востоке Евросоюза должна выглядеть в будущем именно так. Речь идет о политике открытых дверей. Это не значит, что следует указывать какие-то даты, а то, чтобы в каждом документе Союза предусматривалась именно такая политика. Чтобы никогда никакой стране не говорили категорическое «нет!». Мне кажется, что План действий, существующий сейчас между Евросоюзом и Украиной (а также другими странами-соседями) не выдерживает этого стандарта. Там речь идет о европейской политике соседства с теми странами, которые никогда не станут членами Евросоюза. До сих пор единственным документом Европейского Союза, представляющим эту политику открытых дверей, является резолюция 13 января этого года, которая была подана по инициативе Польской делегации непосредственно после событий в Украине. Нужно теперь прикладывать усилия, чтобы следующие документы Евросоюза базировались на этом.

Подчеркну, что впервые Европарламент выделил 25 миллиардов евро, огромную сумму, на развитие инструментов европейского сотрудничества на 2003—2007 годы. Эти деньги смогут активно использовать как страны- члены Союза, так и его соседи. До сих пор такой широкой возможности не было. Причем мы настаиваем, чтобы как можно больше средств выделялось именно для внедрения европейской политики на Востоке. Думаю, скоро появится большее количество фондов, общественных организаций, и они смогут использовать средства не только для государственных потребностей, но и для общественных. Прошу, проявляйте активность!

Ирина ЕГОРОВА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ